Асия Гайнуллина, лауреат премии «Душа России», представляющая свои работы на фестивале "Башкорт аты", рассказала, почему символ кочевой любви не должен кануть в Лету.
Мастерица проводит пальцами по плотному войлоку, расшитому сложным орнаментом. Это не просто ковер, это свадебный сергетыш — ключевой элемент в приданом башкирской невесты, который почти исчез на рубеже веков. Сегодня благодаря упорству Асии Гайнуллиной он возвращается.
Она одна из немногих в республике, кто владеет древней технологией изготовления сергетыша от "А" до "Я" — от валяния правильной шерсти до нанесения архаичных узоров, у каждого из которых сакральное значение. Мужской сергетыш был аскетичным и практичным. А вот девичий, особенно свадебный, был настоящим произведением искусства — ярким, многослойным, с вышивкой, бисером и кистями.
«По нему судили о мастерстве невесты, о благосостоянии ее семьи. Жених приезжал свататься на коне, украшенном таким сергетышем. Это служило знаком уважения и серьезных намерений», — поясняет Гайнуллина.
Интерес к забытому ремеслу у Асии Султановны проснулся после первого фестиваля «Башкорт аты». Она провела месяцы в архивах, по крупицам собирая информацию, изучая музейные экспонаты и технологию.
Ее труд увенчался успехом: в прошлом году она победила в республиканском конкурсе по изготовлению сергетыша, а в нынешнем — привезла на фестивальную выставку новую, эксклюзивную работу, тот самый свадебный сергетыш для невесты.
«Это возвращение целого пласта нашей культуры, элемента башкирской идентичности. Мы доказываем, что ремесло живо, оно востребовано и может быть актуальным», — говорит мастер.
Сергетыш Гайнуллиной — не сувенир на полку. Его можно использовать на торжествах, свадьбах в этническом стиле, фестивалях и съемках.
А ещё Асия Гайнуллина обучает ремеслу молодежь в основанной ею школе сэсэнов «Урал-батыр» и студии «Ете ҡыҙ».