Как сообщает ИА "Башинформ", также Путин поблагодарил американского коллегу за гостеприимство и хорошую организацию встречи на Аляске, и за достигнутый прогресс в направлении мирного урегулирования украинского кризиса.
По мнению директора Института стратегических исследований Академии наук Башкирии Владимира Савичева, звонок Трампа Путину является показателем доверия, однако обеим странам еще только предстоит сформировать новый формат международного сотрудничества.
«Встреча на Аляске — во многом „промежуточная“, более важным сигналом к потеплению взаимодействия послужит желание или нежелание Трампа встретиться в начале сентября с Путиным, Си Цзиньпином и Моди. А на прошедшую встречу в Белом доме пока приехали люди, политически несамостоятельные. Они приехали с заранее согласованной повесткой, с обговоренными в кулуарах предложениями. Трампу все это известно. К сожалению, быстрого решения украинского кризиса нет, и конфликт будет продолжаться. Но, судя по всему, те предложения, которые Путин сделал на Аляске, все-таки имеют больший вес, чем то, что вчера пытались Трампу навязать. К тому же эти европейские политики объективно являются его оппонентами, входят в политический лагерь Байдена, Обамы и Клинтонов. Они сделают все, чтобы Трамп проиграл, и он это тоже прекрасно понимает. Ему сейчас важно, чтобы их точка зрения не была доминирующей, чтобы его не попытались использовать в своих интересах. Мы видим, что Трампу надо льстить, надо во всем его хвалить, надо им восхищаться и так далее, это поняли в Евросоюзе и активно используют. Но здесь важны не слова, а реальные дела. Сейчас на мировой арене формируются новые политические взаимодействия. В команде Трампа ведь тоже есть люди разных взглядов, и от того, какой сценарий у них будет доминирующим, и будет зависеть развитие событий», — уверен эксперт.
Политолог считает, что таким образом Трамп старается нащупать дополнительную точку опоры в своих действиях, так как на хозяина Белого дома оказывается колоссальное давление со стороны евроатлантических элит.
«Европейские лидеры хотят продемонстрировать, что Трамп не единственный, кто владеет ситуацией на украинском треке, и хотят „прогнуть“ его в пользу продолжения поддержки боевых действий. Они потому и приехали коллективно, хотя ранее речь шла только об одном представителе, ведь они чувствуют, что по одиночке выступают гораздо слабее. В этом политическом противостоянии звонок Путину — дополнительная „гирька“ на весах американского президента. Одна из целей Трампа тут — попробовать взять Зеленского под свой контроль, потому что пока что тот находится под сильным влиянием британцев. Зеленский на Украине по большому счету ничего не контролирует, в его руках лишь репрессивно-мобилизационный аппарат и часть территории. Настоящая политическая игра ведется явно в других местах, идет непрерывное согласование позиций. Путин очень ответственно подходит к формированию доверия к позиции России, и его слово значит много — если он что-то сказал, то он это будет выполнять. В отличие от европейских политиков, у которых сегодня одно, завтра другое. Для них переговоры – это не более чем предвыборные обещания. Мы это хорошо видели на примерах Минских соглашений. Они всегда стараются манипулировать. Поэтому любые договоренности должны быть обеспечены такими железобетонными гарантиями, чтобы все они понимали: любое нарушение будет чревато крахом для них. Вот и Путин заявляет, что в перспективе может встретиться с Зеленским, но только когда будет пройден весь путь согласования договоренностей. Когда будут поставлены подписи, тогда и посмотрим — логика примерно такая. Вдруг завтра к власти в Киеве придут совсем другие люди и откажутся от всех обещаний своих предшественников? Мы ведь уже это проходили, когда правительство Януковича взяло у нас 3 миллиарда в кредит, а после госпереворота новая власть заявила: мы эти кредиты не признаем. Откуда нам знать, кто придет после Зеленского и как себя поведет? Нужны четкие, надежные гарантии. Ведь Россия имеет дело с абсолютно несамостоятельной политической системой, которая не чувствует ответственности за свои действия. Там каждый играет свою сиюминутную роль. Зеленский ведет себя нагло, так как терять ему уже нечего. Он понимает: после завершения этой игры он может быть физически устранен. Слишком много знает, слишком многим нахамил, слишком много своровал. Поэтому сейчас он пытается сохранить все, как есть. Европейцы же не могут смириться с мыслью, что „банкет“ Россия оплачивать не будет. В случае самоустранения США от украинской темы продолжение конфликта ляжет на их плечи, оттого они и стремятся перетянуть Трампа на свою сторону», — отметил Савичев.
С осторожным оптимизмом смотрит на происходящее политолог, кандидат философских наук, эксперт Общественной палаты РБ Сергей Семенов.
«Произошедшая встреча Путина и Трампа в Анкоридже, и последующие события, на мой взгляд, являются очень важным положительным явлением. В то же время они пока еще только открывают возможности для завершения крайне тяжелого и трагического конфликта, который, к сожалению, был неизбежен и возник, прежде всего, по вине Запада, устроившего кровавый госпереворот на Украине в 2014 году. Хотя предлагались разные варианты решения — минские соглашения, автономия Донбасса в составе Украины, но все они были либо отвергнуты, либо подло нарушены. Впервые за последние четыре года в условиях международной напряженности две сильнейшие военные ядерные державы возобновили диалог на самом высшем уровне, и это не может не радовать. Ведь отсутствие контакта в условиях серьезнейшего конфликта было крайне опасным. Еще до того, как Трамп во второй раз пришел к руководству США, я говорил, что на него не стоит возлагать излишние надежды, поскольку он прежде всего выступает за интересы Америки. Я бы назвал его классическим империалистом, он хочет роста влияния Америки, ее доминирования в мире. Но в отличие от Обамы, Байдена и многих европейских лидеров он не ослеплен идеологическими доктринами глобализма, которые зачастую вредят интересам их собственных же стран. В своем желании установить мировой порядок по своим нормам и вмешиваться во внутренние дела других государств они совершенно радикализировались, в самом плохом смысле идеологизированы. В этом плане с Трампом проще иметь дело, потому что его позиция куда более прагматическая. По его политической философии, у США есть свои интересы, как он их понимает, однако свои интересы есть также и у других, поэтому ему выгоднее такие своеобразные глобальные бизнес-сделки», — поделился Семенов.
На взгляд собеседника ИА «Башинформ», Россия в последние годы предложила перспективную альтернативу, которая обладает потенциалом в плане решения глобальных проблем человечества.
«У мира хватает общих проблем, не связанных с военными конфликтами — климатических, энергетических, демографических. Но как их можно решить, когда страны раскалываются на враждующие коалиции? Поэтому БРИКС, ШОС и другие подобные международные союзы доказывают, что государства с разным политическим устройством, разными культурами, разными религиями, даже разными позициями могут успешно взаимодействовать без навязывания друг другу какой-то доминирующей идеологии. В отличие от Евросоюза и НАТО, требующих идеологического единомыслия. На Аляске за Путиным стояла не только Россия, но и целый ряд неевропейских стран, тоже не согласных со сложившимся миропорядком. Россия показала, что можно преодолевать давление со стороны Запада, который часто пытается доминировать в мире, навязывая свою волю силой. Россия показывает, что возможен другой путь — путь сотрудничества, самобытности и взаимоподдержки.
Повторюсь, Трамп отстаивает американские интересы, но как бизнесмен, а не идеологически зашоренный политик. И мне кажется, что у Америки и России есть много общих интересов, много точек, где они могут сотрудничать. В отличие от администрации Байдена, у Трампа и его окружения нет личных клановых интересов на Украине. Америка вступает в определенные экономические конфронтации для попытки доминирования в Тихом океане, в Юго-Восточной Азии. Украина не является приоритетом внешней политики Трампа. У нас же с США, на мой взгляд, нет существенных противоречий. Открываются реальные возможности для нормализации отношений, прекращения конфликта на Украине, ведь он не затрагивает США настолько, как Европу. Европа же без США не имеет должных экономических и военных сил продолжать, и, полагаю, вскоре мы это можем увидеть», — подытожил Семенов.
Фото:Олег Яровиков.