Как будем отдыхать на майские праздники в Башкирии
Все новости
Культура
31 Июля 2021, 11:35

Войлочного льва мастерицы Зульфиры Махияновой из Абзелиловского района Башкирии приобрел в 2014 году будущий премьер

Республиканский фестиваль «Войлокфест», приуроченный к Фольклориаде и нацеленный на популяризацию уникального искусства, открылся мастер-классом по коллективному валянию войлока «Кейеҙ баҫыу өмәһе», провести который доверили нашей землячке Зульфире Махияновой. Мы поговорили с мастерицей, когда она вернулась из Уфы.

Войлочного льва мастерицы Зульфиры Махияновой из Абзелиловского района Башкирии приобрел в 2014 году будущий премьер
Войлочного льва мастерицы Зульфиры Махияновой из Абзелиловского района Башкирии приобрел в 2014 году будущий премьер

— Многие думают, что валять войлок — легко и просто. Люди иногда приходят на этот обряд празднично одетыми, вот и на мастер-классе некоторые выглядели очень нарядно — говорит Зульфира Ишбулдиновна. — На самом деле процесс превращения овечьей шерсти в мягкий податливый материал, из которого можно творить красивые вещи, — трудоемкое и грязное (в прямом смысле этого слова) дело.
Чтобы развеять романтические заблуждения, наша землячка специально оделась к уроку в удобную рабочую одежду — примерно так, как одевались женщины в старину, собираясь выполнять тяжелую работу.
— Надела галоши и шерстяные носки, платье, повязала платок, не забыла и о подштанниках, как у наших бабушек, — рассказывает мастерица.
Шерсть рукодельница покрасила еще дома, используя натуральные краски. Например, если варить овечью шерсть в луковой шелухе, она становится желтой. В травах — зеленой. Кора ольхи придаст красный оттенок, а если добавить коры побольше — то и бордовый.
Свои секреты — у шерсти. Оказывается, качество текстиля зависит даже от времени стрижки овец. Для настоящего войлока нужна именно осенняя шерсть. Потом ее чистят, теребят, кипятят, отбивают, свертывают в рулоны и т.д., и все вручную — одному человеку с такой работой справиться практически невозможно. Поэтому материал изготавливают коллективно. Вот этот процесс Зульфира Ишбулдиновна и продемонстрировала на «Войлокфесте».
— Профессиональные художники с большим интересом следили за каждым этапом производства войлока. На фестивале я увидела и многих из тех, кто еще студентом приезжал учиться в Дом войлока в Бурангулово, — продолжает З. Махиянова. — Тогда они были такими юными и худенькими, что мы, крепкие деревенские женщины, сомневались — какие у них силы войлок-то валять… Но все эти девушки и юноши настойчиво старались приобрести какие-то навыки, а мы тоже учились у них — художническим, декоративным секретам. Ведь профессиональные художники превращают это ремесло в искусство, а мы раньше валяли войлок, как правило, чтобы изготовить немудреные предметы обихода для каждодневных нужд…
На форуме мастерица из Абзелила не только показывала обряд валяния войлока. Она решила принять участие и в конкурсной программе фестиваля, представив две свои работы. Один из ее ковров, возможно, как наиболее аутентичный, был вывешен на самом видном месте нестеровского музея и стал фоном для проведения большинства мероприятий «Войлокфеста», а потом удостоен и награды. Но об этом чуть позже. А пока я интересуюсь у своей собеседницы, как все начиналось, откуда у нее навыки, которые сегодня можно назвать почти бесценными.
— В детстве я очень любила рисовать, придумывать темы, мотивы, экспериментировать с техниками. Какие-то мои работы увидели специалисты Магнитогорской художественной школы, и меня пригласили в это учебное заведение. Но родители не отпустили: я была в семье единственной девочкой, — рассказывает Зульфира.
Профессию себе она все равно выбрала творческую, в сфере культуры. В конце 90-х годов прошлого века заведующая Бурангуловским СДК Расиля Валеева собрала коллег из клубов сельсовета, и они вместе впервые попробовали возродить полузабытое народное ремесло, самую древнюю технику изготовления текстиля. Потом Расиля Сафеевна организовала кружок по валянию войлока. «Строгая была, — вспоминает З. Махиянова. — Если кто-то из культработников пропускал занятия, то ему крепко доставалось. Сейчас я понимаю, что это было нам только на пользу».
Постепенно мастерицы бурангуловской зоны восстановили секреты ремесла, слава о них пошла по всей республике, в эту глубинку потянулись за опытом люди, и в районе решено было создать Дом войлока. Первым его руководителем тогдашний начальник отдела культуры Гульшат Лавренова предложила назначить заведовавшую Исхаковским клубом Зульфиру. «У нее дар от Бога», — аргументировала она.
То не было «теплое» место. Валять войлок, как вы уже поняли, — это только для сильных, терпеливых, очень увлеченных людей. Например, когда Зульфира Ишбулдиновна попробовала привлечь к занятиям в Доме войлока школьников, мало кто из родителей отпустил своих детей. Все-таки там нужны большие физические усилия, там кипяток, иголки, которыми наносится рисунок (их называют фелтинговыми). Мастерицы стали учить своих дочерей.
У Зульфиры Махияновой пятеро сыновей(!) и дочь. Далия часто находилась рядом с мамой. И время это не прошло даром. Она, когда училась уже в Сибае, отправила одну из своих работ — сказочного войлочного снегиря — на конкурс «Звонкие краски мая» в Москву и стала лауреатом первой степени. Сейчас живет в Уфе, работает акушером-гинекологом, но навыки не растеряла. Впрочем, сыновья Махияновой тоже близко воспринимали заботы своей мамы. «Я наносила рисунок на войлок дома. Бывало, утомишься — попробуй войлок небольшой иголкой «прошерстить»! — уснешь, не закончив работу, а к утру сыновья уже все доделали», — рассказывает мастерица.
Ассортимент (если можно так сказать) ее поделок уже давно расширился: из-под умелых рук выходят не только коврики и паласы, но и картины, сувениры, тапочки, шляпы, футляры для очков и телефонов, которые можно много где увидеть. Зульфира Ишбулдиновна вспоминает интересный случай. Абзелиловских рукодельниц с их работами всегда брали на мероприятия, где надо показать материальную культуру народа, его быт, нравы — например, на федеральные сабантуи в Москву, Санкт-Петербург, другие города. «В 2014 году мы поехали в Москву. И абзелиловское подворье посетил Михаил Мишустин (тогда — руководитель Федеральной налоговой службы, ныне — премьер-министр РФ – ред.). И ему приглянулась моя поделка — лев на войлоке. Он ее купил», — рассказывает жительница башкирской глубинки.
Популярны были работы Махияновой на фестивале «Бердэмлек», когда к нам в район приехали представители многих стран — Польши, Франции, Германии, Индии. «Я изготовила дома тапочки, шапочки, сувениры, и взяла с собой иголку. Французы наперебой просили вышить на них свои инициалы и брали нарасхват — у них ручная работа, тем более, наполненная энергией природы, очень ценится». Еще один международный форум — стран ШОС и БРИКС — тоже продемонстрировал немалый интерес европейцев к войлочным изделиям. Даже где-то на Кипре лежит в одном из домов войлочный ковер из Абзелила — работу Махияновой подарили приехавшему в республику служителю веры…
Что же касается профессиональной оценки труда Зульфиры Ишбулдиновны, то «Войлокфест» принес ей сразу несколько наград. Ковер «Орнаментальные мотивы», участвовавший в конкурсной программе фестиваля, удостоился Диплома второй степени в номинации «Предметы интерьера» в категории «Народный мастер» и специального Диплома Башкирского государственного художественного музея имени Нестерова. Эта работа вошла и в каталог выставки. А за проведение фольклорного праздника по воссозданию обычая коллективного валяния войлока З. Махиянова была награждена Благодарственным письмом Министерства культуры РБ.

Автор:Альфия Хакимова
Читайте нас: