Как будем отдыхать на майские праздники в Башкирии
Все новости
Спорт
14 Мая 2021, 17:05

Учитель физкультуры

Зимой в семь-восемь утра еще темно. И холодно. Я, замотавшись в толстый теплый шарф, спешу на работу, а мне навстречу неизменно попадается Булат Мустафеевич, который в одном лишь спортивном костюме и шапочке уже возвращается с пробежки. Войдя в свой двор, он и этот костюм снимет — чтобы облиться холодной водой. В теплое время года физкультурные занятия тем более не прекращаются. А лет ему — почти 75.

Солнце, воздух и вода
— У нас было по-настоящему здоровое детство, — вспоминает Булат Мустафеевич. — В деревне Саиткулово, где я родился и рос, не имелось ни света, ни радио, ни телевизоров, ни тем более компьютеров и мягких диванов. Мы целый день в движении, на свежем воздухе. Летом идем на реку Кизил, плаваем, рыбачим. Это сейчас она мелеет, а тогда была полноводной, рыбы так много, что вылавливаешь только крупную, мелочь даже в расчет не берешь. В лесу клубнику собирали, объедались черемухой и смородиной. Осенью скользим по льду на той же речке, зимой катаемся на санках — гор много, выбирай любую…
Расти не хилыми деревенским ребятишкам помогал и труд с ранних лет. Булат едва окончил первый класс, когда его, даже не спрашивая согласия, мобилизовали летом на колхозную работу: «Давай, джигит, будешь копны подтягивать». А после пятого класса ему дали косу.
— Ну, что руки были в кровавых мозолях, это понятно. Так еще и уши в прямом смысле опухали от физического напряжения — не хотелось от взрослых отставать! Я вот сейчас думаю: а как же приходилось детям войны? Ведь им доставалось хлеще нашего, а работали они голодными, оборванными, — говорит Б. Фаттахов. И, уж коль зашла речь о тех годах, приводит еще один пример стойкости, жертвенности людей военной поры. Его мама эту историю не раз рассказывала. Одна из их односельчанок, чтобы найти хоть какое-то пропитание своим ослабевшим от недоедания внукам, пошла в лес за тетеревиными яйцами. Сама шатавшаяся от голода, она смогла собрать их, донести до деревни, а на пороге дома упала замертво. «Если бы позволила себе съесть хоть одно яйцо, может, и жива осталась», — говорила мама.
Чему научила армия
Занимавшегося лыжами, бегом, штангой Булата Фаттахова сразу после окончания школы направили в Кирдасовскую восьмилетку. Как он думал, вести физкультуру. А ему дали еще математику, родной язык, рисование — кадров катастрофически не хватало.
Магаз Гайсин, тогдашний директор, молодого коллегу очень уважал и не раз говорил Булату, что родители даже жалуются: мол, дети из школы не вылезают, никак не оторвутся от нового учителя.
Между тем, наступил призывной возраст, ровесники начали в армию уходить, а его все не трогали. Автобусы тогда не ходили, поэтому молодой человек пешком пошел из Кирдасово в райцентр. «Когда меня призовете?» — спросил он у военкома.
— В наше время считалось, что если парень не отслужил, то он неудачник. И я сказал военкому: «Перед людьми же стыдно»…
Юношу с отличным здоровьем и хорошей физической подготовкой призвали в ракетные войска. Времена были неспокойные: то провокации китайцев на Даманском острове, то чешские события, отсюда — повышенная боевая готовность… «Все равно ребятам в армии достается», — говорит Булат Мустафеевич. — У каждого поколения — своя «горячая точка».
Помимо ответственного выполнения воинских обязанностей, командования отделением, наш земляк не забрасывал и спорт. В первенстве части, пробежав 5 километров, занял третье место, успешно выступал и в дальнейших соревнованиях.
Когда вернулся домой, а потом отучился на отделении физвоспитания Магнитогорского педучилища и начал работать в Аскаровской школе, он уже точно знал, как готовить парней к службе. Возможно, в школе не всем ребятам нравилось, что физрук «гоняет» их, а некоторым, сравнивая возможности и результат, ставит чуть ли не «неуды». Зато спустя время поумневшие и многое понявшие его ученики, возвращаясь из армии, еще не дойдя до своего дома, заглядывали к нему прямо с чемоданами в руках — чтобы поблагодарить.
— Один из выпускников, выступая как-то на вечере встречи в школе, рассказал, что в армии он делал на перекладине 17 переворотов. По нормативам же подтянуться надо было 12 раз, а перевороты — еще более сложное упражнение. Вообще, я не раз слышал слова: «Спасибо Вам за то, что нам было легко на службе», — продолжает мой собеседник.
Полный текст читайте в №38 газеты "Абзелил" за 11 мая.
Читайте нас: