Башкирское - это вкусно и полезно: На ферме барона
Все новости
Сельская жизнь
29 Мая 2021, 12:30

Талант быть коневодом

Герой моего очерка — Айтуган Фаттахов. Талантливый, интересный и очень деятельный молодой человек. А в чем проявляется его талант? — возможно, спросит меня мой читатель. Отвечу так: Айтуган не художник, но умеет тонко чувствовать красоту окружающих его пейзажей. Он — не музыкант, но ему дано слышать прекрасную музыку степи. Он — и не архитектор, но умеет созидать и строить. Если все объединить, то скажу, что у Айтугана талант — быть коневодом.

Отцовские гены
И передался ему этот дар от отца, Ильгама Фаттахова, который организовал и создал один из лучших племрепродукторов в стране по разведению башкирской породы лошадей. Как подтверждение моим словам: в 2020 году ООО «Казмаш» удостоилось золотой медали 22-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень» за достижение высоких показателей в развитии племенного и товарного животноводства. Это награда за 10 лет кропотливой и целенаправленной работы, которую вела вся семья Фаттаховых — Ильгам Баянович, Шаура Амировна, Фарида Ильгамовна, Диля Ильгамовна и, наконец, сам Айтуган Ильгамович. Получение статуса племрепродуктора уже в 2011 году вывело это хозяйство на более высокий уровень производства, потребовало разработки методики содержания, разведения лошадей. Но главная заслуга Фаттаховых в том, что на протяжении всех этих лет они своей деятельностью способствовали — и продолжают это делать — сохранению уникального генофонда башкирской породы лошадей. Животных, выращенных в ООО «Казмаш», сегодня можно встретить во многих хозяйствах республики, Челябинской области, Казахстана и др. Не забыто и молочное направление, во многом благодаря которому хозяйство и становилось в свои первые, самые трудные годы.

Неотделимы
В самом начале очерка обещала своим читателям, что буду писать об Айтугане, а тут плавно перешла на ООО «Казмаш». Но ведь вся загвоздка в том, что отделить Айтугана от «Казмаша» или «Казмаш» от Айтугана, все равно, что разлучить дитя с родителями. А возможно ли это?! Конечно, нет. Да, Ильгам и Шаура выпестовали, выучили, вырастили сына. Сегодня он стал самостоятельным, но корни, как были, так и остались — они одни, они едины, поэтому так крепки и сильны.
Каждый член семьи знает, за что, за какой участок на производстве он отвечает. Ильгам Баянович — «сердце» предприятия, под его контролем все организационные вопросы, Айтуган — смотрит за табунами, обеспечивает их сохранность, сбыт продукции, на Шауре Амировне с дочерьми — производство кумыса. Так все было, как мне известно, до прошлого года. Но с 2020 произошли определенные изменения, работы у всех членов семьи и работников прибавилось в связи с тем, что Айтуган Фаттахов стал участником программы «Агростартап».

«Стартанул» в сторону переработки
Грант «Агростартап» — один из самых привлекательных видов господдержки для сельских предпринимателей. В его рамках государство безвозмездно предлагает фермерам стартовый капитал — от 1,5 до 3 млн рублей для реализации бизнес-проектов. Но при этом они должны внести 10% собственных средств, создать рабочие места и ежегодно получать прирост производимой продукции.
— Мой проект «Развитие коневодства и производства мясных деликатесов» нашел поддержку, за что очень благодарен Минсельхозу РБ, — делится Айтуган. — Получил 3 млн рублей от государства, вложив собственных 600 тысяч. Все средства направил на приобретение техники: трактора Беларус, пресс-подборщика, жатки, а также оборудования для мясоперерабатывающего цеха.
Что касается самого помещения будущего производства мясных деликатесов, то его построили на базе предприятия у хутора Айгырбаткан. Строительство обошлось в 3,5 млн рублей. Это каркасное двухэтажное сооружение общей площадью 160 кв. метров. На первом его этаже планируют разместить мясной цех, а на втором — комнаты для персонала. Кроме того, отдельно возвели небольшой дом для коневода. В этом году будут строить торговые ряды, чтобы завершить всю технологическую цепочку — от производства до реализации продукции.
— Планируем выпускать халяльную продукцию, — говорит Айтуган. — Что я понимаю под словом «халяль»? Прежде всего, высокое качество и чистоту продукции. Мы обговаривали этот вопрос с главой Духовного управления мусульман РБ Рамилем Биргалиным, который приезжал на днях к нам на ферму. Он остался очень доволен увиденным, одобрил, благословил наши планы. Запомнил его выражение: «В гриве лошади сокрыта для нас небесная благодать». Это, действительно, так.

Быть с хлебом и кумысом
Сейчас Айтуган работает на посеве. Да, в этом году впервые хозяйство с собственной техникой зашло на поля.
— Пока своей земли у нас нет, мы предоставляем услуги фермерам, пайщикам. Два наших посевных комплекса заделывают в почву семена овса, ячменя, льна, — говорит молодой фермер.
Кроме того, начинается у хозяев кумысная пора. В планах, как и в прежние годы, произвести в сезон 50-60 тонн напитка.
— В среднем за сутки изготавливаем от 500 литров кумыса, работаем с июня по сентябрь, — продолжил фермер. — Пробовали производить и до 1000 литров, но надо сказать, что такие объемы требуют приложения больших сил и тщательного контроля продукции. Это адский труд. Что касается качества, мы своих покупателей никогда еще не разочаровывали. Замечаю тенденцию, что популяризация брэнда башкирский кумыс сделала свое дело, его все активнее приобретают представители других национальностей.
Сегодня кумыс Фаттаховых реализуется на 30 точках от Аскарово — Якты-Куль — Булгаково — Уфа. Целебный напиток от ООО «Казмаш» можно приобрести даже в Ватан-парке, около памятника Салавату Юлаеву.

Лошадь для человека или человек для лошади? При разговоре с Айтуганом не могла не задать ему вопрос: каким с его точки зрения должно быть «хорошее отношение к лошадям»? Его вообще-то я хотела бы задать всем владельцам лошадей Абзелиловского района: и тем, у кого одна голова, и тем, у кого сотни коней.  Меня, как любого, не может тревожить ситуация с лошадьми на дорогах. И я, честно говоря, переживаю, волнуюсь из-за того, что у нас в Абзелиле складывается даже своего рода негативное отношение к этим животным. Как к кровожадным крокодилам. А в чем они виноваты? Только в том, что имеют безобразно безответственных и нерадивых хозяев! Потому что в диком виде лошади у нас в природе не существуют. Это не лоси, не кабаны, которые бродят по лесам, саморазмножаются и потом порой выбегают на проезжую часть, становясь причиной аварий. С кого в их случае спрос?! А у каждого коня есть хо-зя-ин. Лошадь — грациозное, мощное, сильное животное, к сожалению, человеком до конца еще не изученное в плане поведения. Мы не всегда можем знать, что у лошади на уме, что она хочет в данный момент. Угадать ее мысли достаточно сложно. Что касается анатомии и физиологии, можно сказать, природа немного посмеялась над лошадью: хоть и принято называть несокрушимое здоровье «лошадиным», у нее очень нежный и сложно устроенный пищеварительный тракт. А потому ей нужно правильное кормление, соль, которую они ищут на дорогах, им нужны места для тебеневок. А многие у нас сейчас воспринимают башкирскую лошадь, как одну из самых доступных и достаточно необременных форм зарабатывания денег: сена заготавливать не надо, навоз убирать не надо, пастуху платить не надо… Весь год на вольных кормах — затраты минимальные, это же отлично?


Куда не домчит нас Тойота
— С моей точки зрения, хорошо относиться — это понимать лошадь и ее потребности, — ответил Айтуган Фаттахов. — Знать привычки, особенности организма, среду обитания. Образ жизни лошади — движение: медленное перемещение и постоянная еда в течение дня. Она должна иметь доступ к воде, к пище, где есть возможность постоянно двигаться и общаться в табуне с себе подобными. Когда ты понимаешь лошадь как биологический вид, как партнера своего полноценного — мне кажется, это и есть «хорошее отношение к лошади». Если человек способен нравственно, со всей ответственностью, относиться к людям, то он будет также относиться и к лошади.
В 21 веке коневодство выходит на другой уровень, во многом благодаря развитию техники. У нас на лошадях установлены GPS-трекеры. Мы приобрели дрон, который совершает облет в радиусе 9 км на заданной высоте. Он фиксирует и передает нам видео всего происходящего — в нашем случае, местонахождения наших лошадей. Учет поголовья мы производим по программе «Помощник коневода». Программа очень удобна и практична — она ведет учет лактации, покрытия конематок и др. Кроме нас, в районе работают еще три племрепродуктора по разведению башкирской породы лошадей. Это ООО «Якташ N», ООО «Идель», ОАО «Южный Урал +», и надо сказать, что все они также ведут деятельность на высоком организационном уровне, с использованием самых современных технических средств. Мы все неусыпно контролируем местонахождение наших лошадей. В подавляющем большинстве случаев по трассам бродят лошади мелких владельцев или частного сектора, которым не резон держать табунщика.
Сегодня мы можем сказать, что работаем в автономном режиме, но это не значит, что мы абсолютно свободны и независимы. Мы отвечаем за наши предприятия, за людей, которые у нас работают, за животных.
Абзелиловская земля — это наша родная земля, и мы хотим, чтобы она процветала, чтобы ее репутация, как одного из самых красивых и самобытных башкирских культурных центров, была на самом высоком уровне. Чтобы сюда к нам приезжали отдохнуть, покататься на башкирской лошади, поесть отличного казы и запить его отменным кумысом. Башкирская лошадь — это часть нашей культуры, это мощный пласт, на котором может и должно держаться и благосостояние, и здоровье нашей нации сегодня. Поэтому нам ее надо беречь, быть ее хозяином во всех отношениях.
Мы, коневоды, должны встать на ее защиту своей высокой ответственностью. И тогда наша лошадь сможет еще вывезти нас на высоты, на которые мы никогда не доедем на самой крутой «Тойоте» и не домчимся, как бы нам этого ни хотелось, на самом скоростном спортивном болиде.
Читайте нас: