Все новости
80 лет Победы
10 Мая , 17:15

24 года жизни после «смерти»

Мунира Хакимовна Киреева – отличник народного просвещения Российской Федерации, ветеран педагогического труда из деревни Тал-Кускарово. Более пятидесяти лет активно сотрудничала с периодическими изданиями района и республики. На страницах журналов и газет увидели свет ее публикации на различные темы. Как учитель истории совместно со своими учениками вела большую краеведческую работу. Они изучали и записывали воспоминания ветеранов войны и тыла. Результатом этой деятельности стал выпуск сборника «Узэккэйем китэ унгэзэп…» («Обрывается души моей тонкая нить…»). Название Мунира Хакимовна взяла со слов участника ВОв, прадедушки Героя России Тамерлана Ильгамова – Габитова Сабита Габитовича, который в своих воспоминаниях оставил такие строки: «Когда предстают перед моим взором 36 замечательных мужчин, моих односельчан, которые остались на поле брани, обрывается души моей тонкая нить…»

24 года жизни после «смерти»
24 года жизни после «смерти»

Предлагаем вашему вниманию очерк из этой книги об одном из героев Великой Отечественной войны – Гумере Хасанове, написанный в мае 1989 года.

Каждая страница истории нам дорога и памятна. Словами это объяснить сложно, это надо прочувствовать сердцем.

Идут года. Живые свидетели исторических событий, которые пережили наша страна и наш народ, уходят от нас, имена некоторых потихоньку стираются из нашей памяти. Хотя у нас просто нет права забывать их.

В детстве я знала многих из этих живых свидетелей прошлого, своими глазами видела изувеченных войной мужчин старшего поколения. Сегодня их нет среди нас, о многих мы не знаем ничего. И, наверное, уже не сможем узнать. В голову не приходило интересоваться жизнью этих односельчан. Сегодня на душе горько и печально из-за непростительного безразличия к их судьбе.

В летние дни, ближе к закату солнца, вся деревенская детвора шла в сторону Карамалы встречать стадо. Задумчивым взглядом провожал нас безногий дядечка в тюбетейке, сидящий перед своим маленьким домиком. Запечатлелось в памяти, когда мы с шумом-гамом возвращались обратно, он оставался на том же самом месте. Мы никогда не старались понять, о чем этот человек думает, как живет. «Он был на войне, там ногу потерял», – вот и вся информация, которая была нам известна. Порасспросить о его участии на войне никто и не догадывался. Нашему поколению это стало понятно гораздо позже, но прошлое уже не вернуть. Мы – люди, виноватые перед историей.

Из пяти кускаровских деревень ушли на фронт 93 мужчины. Среди них был и доброволец Гумар Хасанов, 1896 года рождения, участник Первой мировой войны. Он принимал участие в ожесточенных боях у деревни Зерново Суземского района Брянска. Там полегли 156 советских солдат, их похоронили в братской могиле. Как сообщили в 1985 году юные следопыты Зерновской средней школы, Гумар Хасанов тоже погиб в этом бою, его фамилия значится на памятнике. Школьники хотели уточнить данные о родственниках от имени штаба «Поиск» и отправили письмо по местожительству бойца. Но старшая дочка Хусна не придала значения данному письму и оставила его без ответа. Я чуть позже узнала об этом и ответила на сообщение юных следопытов.

Жена Гумара Хасанова – тетя Умукамал получила похоронку о гибели мужа еще в сентябре 1943 года. В этом же бою принимал участие и Шамсутдин Мингажев из д. Урсук-Кускарово. Вернувшись с войны, он сообщил вдове: «Я сам помог похоронить Гумара, его узнать было невозможно». После его слов Умукамал инэй потеряла всякую надежду на возвращение супруга.

В апреле 1944 года нежданно-негаданно Гумар апа вдруг вернулся на родину из Куйбышевского госпиталя в сопровождении медсестры. В то время Умукамал с четырьмя дочерями жила на маленьком хуторке Маркино около Янгельского. Сначала Г. Хасанов остановился у своего односельчанина Ямалова Шакирьяна, который проживал в Борисовке. Он послал нарочного жене просить у нее разрешения вернуться в семью. Потому что не был уверен, примет ли она его, покалеченного войной. Жена растерялась – как быть? Дома своего нет, живут в маленькой чужой баньке, есть нечего. Не по своей воле они покинули Кускарово и оказались в Маркино: рассчитывали заработать хоть на мерзлую картошку, хоть на хлеб насущный. Умукамал инэй категорически дала отказ. «Не смогу я ухаживать за калекой, детей не знаю чем кормить, куда я его помещу без того в тесной бане», – был ее ответ. Но дочери не согласились с решением матери. «Если ты не примешь, примем мы», – сказали они и забрали отца домой.

Позже семья обратно перебралась в Кускарово. Родственники первое время приютили у себя, потом общими усилиями помогли построить дом. В 1945 году в семье родилась младшая дочка Гульсасак. Гумар апа приходилось содержать многодетную семью на небольшую пенсию по инвалидности. Тяжелый физический труд ему был не по плечу, поэтому работал на ферме ночным сторожем или охранял цистерны с горючим.

Дочь Гумар апа Хусна позже рассказывала следующее из воспоминаний отца: «Около деревни Зерново медсестра, вытаскивавшая раненых с поля боя, обнаружила его в бессознательном состоянии с тяжелым ранением и отправила в госпиталь. Отца там дважды прооперировали. Когда он пришел в сознание, одной ноги уже не было».

Многочисленные раны сильно беспокоили его в послевоенные годы. Последние 7 лет жизни он провел в постели. Таким образом, по велению судьбы, прожив 24 года после своей «гибели», ушел в мир иной в декабре 1967 года.

Живой свидетель кровавой войны жил рядом с нами. За эти годы никто из нас не интересовался его военным прошлым. Если бы вовремя записали его воспоминания, могли бы добавить еще одну страницу в летопись Великой Отечественной войны.

 

Автор: Мунира Киреева
Читайте нас: