Все новости
Общество
3 Января 2024, 12:14

«Предупреждение для всех нас»: известные люди Башкирии о сериале «Слово пацана»

В конце 2023-го года в России прошел онлайн-показ многосерийной криминальной драмы Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» об уличных молодежных группировках СССР времен «перестройки».

«Предупреждение для всех нас»: известные люди Башкирии о сериале «Слово пацана»
«Предупреждение для всех нас»: известные люди Башкирии о сериале «Слово пацана»

Снятая на фактуре одноименной документальной книги Роберта Гараева картина вызвала широкую общественную дискуссию, ввела в лексикон «зумеров» позабытый жаргонизм «чушпан», породила сотни мемов и пародий, и даже оказалась в поле зрения депутатов Госдумы. ИА «Башинформ» собрало мнения известных людей Башкирии по поводу сериала, а также их воспоминания о том, существовали ли подобные банды тогда в Башкирии (внимание, возможны спойлеры к сюжету).

Ратмир Мавлиев, мэр Уфы:

«В то время было некомфортно жить. Кто может с этим не согласиться? Помню, выходили в детстве в парк, подбежит шайка пацанов, спросит: „Деньги есть?“, и всё в лучших традициях. Представляете, насколько за это время изменилась наша страна! В моем понимании, фильм ничего не романтизирует, у всех все закончилось одинаково плохо. Сейчас все иначе».

Шамиль Валеев, сопредседатель Народного фронта в Башкирии:

«Впечатление тягостное. Ничего нового, кроме того, что „прописка“ называлась „пришивкой“. Смотреть там особо не на кого: девочка-милиционер неубедительная и не из того времени у нее речь, разве что усы Адидаса-старшего смешные.

Я рад, что у нас этого было по минимуму — к счастью, Уфа в „кодексы“ дворовые не верит. А документальные фильмы про казанских мотальщиков с костями черепа в руках у патологоанатома мы посмотрели вовремя. Были „шакалы“ на торговом центре „Башкирия“ с 1987-го года по начало 1990-х, но это банальный грабеж. В лесочке возле „Трамплина“ была целая утоптанная поляна с кровавыми пятнами, где любой „залетный“, отловленный шакалами в ТЦБ, терял волю к сопротивлению. Нам на линейке объявили, что пацанов с первого „микраша“ за три копейки закрыли на три года, и это помогло. Скажем так, у нас было больше болтовни про это. И „косильщиков“ под блатных и приблатненных».

Камиль Бузыкаев, художник-карикатурист:

«Смотря сериал, я волей-неволей возвращался к мыслям о моих сверстниках, несчастных мальчишках (да еще прицепилась окаянная мелодия© из саундтрека), которым просто не повезло с окружением и со временем — середина 80-х.

В июле 84-го мне исполнилось 16 лет, и так получилось что в июне я закончил школу. Играл в футбол, тусовался с ребятами с юрфака БГУ (тогда на юридический можно было поступить только имея за плечами два года трудового стажа, а армия как раз была двухгодичной, и даже трех, если попал на флот). Мне, подростку, было очень лестно, что взрослые парни, многие с орденами и медалями за Афганистан, относятся ко мне, как к равному (все-таки 5 лет в этом возрасте — огромная разница). Вот такие у меня были „старшие“. Ну и я, бывало, „мотался“ с компанией своих сверстников, но недолго — имея в друзьях студентов-юристов, будущую элиту республики, очень трудно связаться с криминалом.

Я понимаю что мне повезло. А кровь на асфальте или снегу перед пятой общагой видел частенько — времена были такие. Важно окружение, а у него могут быть совсем другие планы на вашего ребенка».

Зухра Буракаева, глава Союза кинематографистов Башкирии:

«Мы все знаем про то время, были подробные документальные фильмы. И даже в моей юности мы боялись, что в Уфу придут подобные группировки. Помню, даже в школе предупредила в какой-то день не выходить на улицу, а на ж/д-вокзал пошли ребята с ломами, популярными тогда нунчаками, кастетами. Это был 1990-й. Нашу родню тоже коснулась история группировок, в начале 80-х. Увы, многие семьи, как и в сериале, теряли своих сыновей — и морально, и физически. И схему, как цепляли подростков вернувшиеся из детской колонии „старшаки“, которыми управляли уже зеки, хорошо знакома… И вспоминать то время, когда в подъезды было страшно заходить или люди перебегали на другую сторону или прятались, когда шла толпа оголтелых подростков с магнитофоном, не хотелось… Однако когда дочь в сотый раз включила отчаянный и яркий саундтрек, я все же решилась.

Слабонервным точно нельзя смотреть. Это не „кровь на асфальте“, это море крови. Но мораль видна — никакой блатной романтики и "пацанской" дружбы как таковой нет, а есть жесточайшие законы стаи. И тебя сгрызут свои же, стоит только немного, нечаянно, из страха, обычного инстинкта самосохранения, ради спасения родного человека сделать или сказать что-то не то.

А еще сериал о близорукости родителей, их страхе потерять свой комфорт — у кого-то прекрасный, как у Марата, у кого-то обычный, до боли узнаваемый, как у Андрея (потрясающая работа художников, кстати, до мелочей). Жуткие масштабы того, куда влипают их дети, им неведомы…

Это и фильм-предупреждение, насколько мы всегда на краю. Предупреждение, прежде всего, для нас, матерей своих сыновей, бабушек внуков. Надо быть бдительными, и любая зона комфорта мнительна, если вдруг, не дай Бог, конечно, с твоим ребенком что-то произойдет. Надо знать и понимать, что реально происходит с твоим ребенком, а не пребывать в собственных представлениях о нем».

Юлдаш Юсупов, председатель исполкома Всемирного курултая башкир:

«Что могу сказать — проработка материала отличная, не зря такая шумиха вокруг. Но, как этнолог, обратил внимание на архетипы персонажей. Выделяются две центральные антропологические фигуры, вокруг которых и выстраиваются все эти декорации в виде группировок, любовных линий и трагедий. Это Адидас и Коневич.

Адидас — это легенда, мечта мальчишек, герой, как Одиссей, вернувшийся из дальнего путешествия. Ближе к финалу он терял свой авторитет, предал близких, стал убийцей, в конце сам получил пулю.

Коневич — посмешище в школе, среди учителей и милиционеров, но по ходу сюжета оказывается хватким и влиятельным человеком. Безусловно, в нем угадывается будущая категория дельцов "лихих" 90-х.

Адидас в сериале умирает к началу постсоветского периода, в первую очередь, в глазах подрастающего поколения, которое вынуждено идти к «каневичам», где нет места мечте, на которых «смотреть тошно», как выразился один из героев сериала Марат.

Сегодня значительная часть таких дельцов предала и покинула Россию. А «брат» — Одиссей — в ближайшее время начнет возвращаться в свои «дворы». В том, что ветераны СВО станут главной социальной, а может и политической силой в стране, вряд ли можно сомневаться. Не намекают ли нам авторы картины, что пленка начнет откручиваться в обратном направлении?

Ранее, напомним, «Слово пацана» назвали лучшим российским сериалом 2023-го года по версии зрительского рейтинга кинопроектов.

Фото:Олег Яровиков / архив ИА «Башинформ»

Автор: Иван Вавилов
Читайте нас