В Башкирии октябрь будет аномальным
Все новости
Общество
6 Марта 2020, 13:10

Поездка в город

Как удобно стало сейчас сельским жителям добираться до районного центра, до Магнитогорска, до столицы Уфы, благодаря маршруткам. Правда, удобнее всего было бы ездить в более просторных автобусах, но их всё меньше, а какие есть — стареют…А ведь было время, когда до райцентра, до Магнитки ходили пешком или ездили на лошадях, на попутных грузовиках! Наш директор школы Здрогов Юрий Николаевич зачастую ходил в район за зарплатой для учителей пешком.

Правда, был ещё у нас один вид транспорта — железная дорога в 9 километрах от нашей Гусевки. В 1952 году в короткий срок построили эту линию Магнитогорск — Сибай, по которой ходили сначала грузовые составы. Первый паровоз был марки 0-4-0, построенный еще в 1910 году, его в народе называли «овечкой», использовали до шестидесятых годов. Пассажирский поезд стал регулярно ходить только с 1955 года.
Составы позднее стали тянуть мощные тепловозы. Вагоны были плацкартные, старого образца, с деревянными верхними и нижними полками, потом появились новые вагоны с мягкими раздвижными креслами, как в самолёте.
С 1979 года стал ходить поезд Уфа — Белорецк — Магнитогорск — Сибай. И к 2013 году пригородный поезд Магнитогорск — Сибай был отменен.
Наша станция называлась 46-й километр. Народу было очень много, в основном студенты.
Со временем появилась немудреная платформа с высокой лестницей, которая зимой превращалась в горку. На станции не было никакого укрытия. Особенно непросто приходилось в непогоду, зимой. Многие там потеряли здоровье.
Утром поезд шёл из Сибая в Магнитку, а вечером — назад. Чтобы сойти прямо на платформу, люди заранее рассчитывали, в какие вагоны сесть.
Вспоминается привычная картина: останавливается поезд, народ вываливается из вагонов и кубарем катится по насыпи, чтобы успеть на попутную машину, если она окажется на станции. Кто как перемахивает через борт, крики, писк. Кузов быстро наполняется народом. Люди стоят, держась друг за друга, машина отправляется, все рады, что влезли, лишь бы как-нибудь доехать.
Мне, как и моим землякам-студентам, много пришлось ездить поездом в Сибай. Заходишь в теплый вагон, залезаешь на верхнюю полку, до Сибая ехать два часа. Поезд идёт не спеша, спотыкаясь на каждой стоянке. Входят и выходят простые люди со своими заботами, проблемами. Народ ездил в основном за вещами, за продуктами, которых не было в деревенском магазине. Покупали палками варёную колбасу по два рубля двадцать копеек, рыбу, батоны, баранки на радость детишкам.
С поездкой на поезде связаны у всех свои воспоминания.
Помню, мне было лет пять, когда я первый раз поехала с мамой в Магнитогорск. На станцию мы добрались на лошади. Все пассажиры собрались на платформе, ожидая поезд. На посадку отводилось две минуты, все волновались. И вот показался паровоз, из трубы поднимался клубом дым, слышались гудки. Вот он ближе, ближе, стук колёс, скрежет, свист, выпускаемый пар, снова гудок. Мне показалось, что чёрный паровоз с красными колёсами мчится прямо на нас. Я закричала от страха, вырвала руку, которую держала мама, и помчалась вниз по насыпи. Бедная мама побежала за мной. Подхватила меня — и к вагону. Поезд вот-вот тронется! Тётенька с флажком что-то кричала. Наконец, мама втащила меня в вагон, поезд медленно пошёл. Все смеялись, а я, шмыгая носом, размазывала слёзы по щекам. Расстроенная мама, уговаривая успокоиться, вытирала мне нос, отряхивала платьишко.
Скоро поезд снова остановился. Это была большая станция Пещёрка с настоящим вокзалом. Здесь поезд стоял минут двадцать, говорили, что заправлялся водой и углём, а, может, ждали встречный товарняк. Меня посадили возле окна.
Снова продолжительный гудок, и мимо окон поплыл вокзал, строения, цистерны. Колёса быстрее и быстрее застучали, замелькали поля, лесополосы. Вскоре вдали за окном появились какие-то маленькие игрушечные домики. Я закричала: «Мама, это домики коротышек, так вот где они живут!» Снова все засмеялись. «Это городские сады, и в домиках живут обыкновенные люди», — сказала мама. Я не поверила. Потом приходилось в детстве не раз ездить в город, и всегда эти сказочные домики вызывали бурю фантазий.
Ехали недолго, и вот уже город с многоэтажными домами, с быстро бегущими озабоченными людьми, которые не говорили друг другу: «Здравствуйте», как у нас в деревне. А я всем говорила: «Здравствуйте!», весело припрыгивая, вертя головой, держась за руку мамы. Паровоз вдалеке уже не казался таким страшным.
С открытием железной дороги смелые учителя стали возить школьников в цирк, в музей.
Мы, девочки-подростки, выпросив у родителей деньги, на каникулах ездили в Магнитогорск просто так, погулять по улицам, покататься на трамвае, поесть мороженое, попить лимонад, поторчать в магазинах.
Шли до станции обычно в калошах или в сапогах в зависимости от погоды. На месте мыли в речке их, убирали, надевали туфельки, прихорашивались, чтобы быть не хуже городских.
И только где-то к 80-м годам стал ходить рейсовый автобус. Но сначала был янгельский маленький автобус для своих рабочих, а желающих – тьма. Надо было видеть, как шла посадка в выходной день. Кто как пробивается в автобус, набьются битком, где нога, где рука. Вылезешь без пуговиц. Я это испытала, когда училась заочно в Магнитке.
В Аскарово мы ездили в окружную. Доедем до перекрестка на аэропорт, а там пересаживаемся на районный автобус или на попутку.
Мне всегда хочется поделиться с земляками своими воспоминаниями, чтобы они оглянулись назад, вспомнили молодость, былые события, оценили сегодняшнее время, порадовались или взгрустнули — жизнь не стоит на месте, всё меняется, а чтобы оценить происходящее, нужно прожить годы.
Наталья ЕГУПОВА.
Читайте нас: