В Башкирии инфицированный мужчина заразил ВИЧ всю семью
Все новости
Общество
2 Июля 2019, 13:18

Не лентяй растет

В нашу редакцию на днях заглянул житель с. Аскарово, в райцентре его знают как человека очень активного, неравнодушного, искреннего, открытого, оптимистичного. «Я не жаловаться пришел, — сказал он. — Просто случилась история, которая не дает мне покоя, и у меня нет уверенности, что все было правильно сделано. Давайте я расскажу, а читатели пусть рассудят, прав я или нет».

— Моему внуку 11 лет, он окончил четвертый класс. Его родители, мои сын и сноха, оба работают. В прошлом году, когда их семья еще строила свой дом, внук заявил, что хочет помочь отцу с матерью и будет собирать деньги на шлакоблок — прямо так и сказал. Пошел работать, продавал арбузы, дыни, квас. Заработал 11 тысяч рублей! Отдал родителям. Они посовещались и решили все-таки эти деньги не трогать, предложили ему купить велосипед.

В нынешнем году родители отвезли нашего внука в один из санаториев республики, но вскоре он позвонил им и попросил его забрать. Отец даже пытался соврать, что, мол, придется теперь вернуть деньги за путевку (хотя дали ее семье бесплатно), но вот не понравилось мальчику там и все. Вернувшись в Аскарово, внук снова пошел работать на то же место. Он у нас парень серьезный, честный, чистенький, светленький — покупатели к нему так и тянутся. Успел поработать несколько дней, уже получил первые деньги, себе кое-что купил, папе дал денег положить на телефон…

И вот кто-то «сердобольный» написал заявление, что родители эксплуатируют ребенка. В итоге на них был составлен протокол, наложен штраф…

Ни в коем случае не думаю оспаривать решение конкретных сотрудников правоохранительных органов. Понимаю: есть закон, и они действовали в рамках его требований. Нам разъяснили, что несовершеннолетним можно работать только с 14 лет и только четыре часа в день. Раз поступило заявление, эти сотрудники должны были отреагировать, принять предусмотренные меры. Я — о другом. О том, что у нас часто закон расходится с реальностью. И о том, что ситуации все-таки бывают разные. Да, наверное, существует настоящая эксплуатация детского труда, и этого допускать нельзя. Но мне кажется, что надо все-таки различать, где беспощадное использование ребенка, которое наносит ему физический и эмоциональный вред, а где желание подростка работать и зарабатывать, и вот его-то отбивать не надо бы. Между прочим, в деревенских семьях дети заняты на подворье с малых лет. Ухаживают за скотиной, пасут цыплят, косят с родителями сено, пропалывают и окучивают картошку, поливают сад-огород. Чтобы купить что-то, на что у семьи, может быть, не хватает денег, многие все лето собирают ягоды, грибы и сами же продают. И что — их родителей всех надо штрафовать? Нет же! Это воспитание трудом. Привитие ответственности и самостоятельности. Способ занять ребенка, чтобы он дуростями не занимался. Выйдите вечером, ближе к ночи к барам и кафе — там полно 13-14 летних подростков, у кого сигарета в руках, у кого — пиво, а то и что покрепче. Чему они научатся в этой праздности? Ничему хорошему, только вберут в себя все пороки.

Наш старший внук тоже работал со школьных лет, правда, начал чуть позже — как раз в 14. Он мог, не требуя от родителей денег, купить одежду, которую ему хотелось, он сам оплачивал дополнительные занятия. Младший берет с него пример. Даже сейчас, когда мальчик уже не может работать там, где работал, — вдруг будут еще проблемы, все равно не сидит без дела и помогает брату…

Возможно, я что-то не так понимаю. Но вот в чем совершенно уверен: из наших мальчишек получатся хорошие, инициативные работники, надежные мужья и отцы, которые вытянут жилы, но обеспечат свои семьи, которые не станут до 40 лет сидеть на шее состарившихся родителей и тянуть из них деньги, поругивая при этом правительство, что оно не создает рабочие места. Мои внуки уже сейчас помогают своим близким, и я рад, что они именно такие, а не другие.

Записала Альфия Хакимова.


Читайте нас: