В Башкирии инфицированный мужчина заразил ВИЧ всю семью
Все новости
Общество
2 Ноября 2018, 16:25

Дорога длиною в сто лет

Один век. У кого-то этот отрезок времени даже в голове не укладывается. А у кого-то и жизнь с ним сравнялась. Вот и Ишемгужина Хабира Гибатовна отметила свой сотый день рождения.

Родилась она в д. Ташбулатово. Рано осиротев, воспитывалась в семье брата и снохи, нянчилась с их детьми. Еще до начала Великой Отечественной войны вышла замуж за елембетовца Хаирнура Зыкрина. Когда молодого мужа призвали на фронт, женщина осталась одна с маленьким сыном на руках. Время такое, что нельзя было оставаться в стороне от общего дела, даже имея грудного ребенка. Оставив сына на попечении свояченицы, у которой у самой было пятеро детей, Хабире пришлось отправиться на лесоповал в Авзян. Холодно, голодно, изнуряла тяжелая работа, но какой бы трудной она ни была, все же легче, чем на фронте — эта мысль не давала упасть духом. За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны Хабира Гибатовна награждена медалью.

Память человеческая избирательна. Можно забыть о том, что произошло в прошлом году, но помнить то, что было десятилетия назад. Навсегда врезалось в память долгожительницы, как выживали в годы войны. Очень тяжело приходилось, но милосердия, душевной доброты в людях было больше. Так, одной семьей жили они вместе с женщинами с детьми, эвакуированными из Ленинграда. Трагизма, смертей хватало и в тылу. Не забыть ей того, как жена брата с тремя детьми заживо сгорела в собственном доме. Вернувшегося с фронта, пройдя огонь и воду, брата ожидало лишь пепелище вместо крова. Ни семьи, ни дома…

А ее супруг пропал без вести. В 1948 году наша героиня вышла замуж за вернувшегося с фронта вдовца, так же, как и она, в одиночку воспитывавшего сына, — Ишемгужина Аубакира Ишемгужевича из д. Ишкулово. У них родилось пятеро совместных детей. Сейчас, правда, остались только двое — Рабика и Зухра. А еще она — счастливая бабушка, у нее 10 внуков и 17 правнуков.

— Родители были очень дружными, мы никогда не слышали ругани, склок, все дела они выполняли вместе, сообща, — рассказывает Рабика Аубакировна. — Даже гусей вместе ощипывали, овец вдвоем стригли.

Хозяйство Ишемгужины всегда держали большое. Семья жила в Салават-совхозе. Этот населенный пункт находится у хребтов Кырктытау и Уралтау, вблизи истока реки Большой Кизил. Сейчас хутор состоит из одного жителя, а в 1968 году, например, там проживали 162 человека, кроме того, приезжали лесозаготовители, таксаторы. Глава семьи работал в лесничестве конюхом, лесорубом. Заготовители леса, которые часто квартировали у них, привозили продукты, а хозяйка готовила им еду. Мама с детьми брала на прополку участки в питомнике, а когда каникулы заканчивались, продолжала эту работу сама.

— Она никогда без работы не сидела, была немногословна, молча делала свое дело, — говорят дочери. — Кроила и обшивала нас, пряла, вязала. Выращивала большой сад-огород, когда это было редкостью, а то и диковинкой для сельских жителей. Все вместе мы собирали, заготавливали впрок лесные ягоды. Дом никогда не закрывался, и это несмотря на то, что народ в Салават-совхоз на посадку, лесозаготовки съезжался отовсюду. Папа играл на курае, мама любила петь, она и сейчас порой напевает: «Косилка, молотилка, сортировка, веялка…»

Хабира Гибатовна всегда была и остается человеком очень позитивным. За всю свою долгую жизнь она никому не сказала грубого слова, видит во всем только положительное, принимает только хорошее. Для нее чужды вредные привычки. Возможно, в этом и есть секрет долгожительства?

Достойны внимания ее высказывания: «С похмелья никто не болеет, это просто предлог для того, чтобы еще выпить», «Не копите тряпки, зачем вы столько одежды покупаете?», «Зачем каждый год дни рождения проводить?». Праздное времяпровождение для нее всегда было чуждо.

В середине семидесятых, когда лесничество перевели в Бурангулово, односельчане стали разъезжаться: кто в Озерный, кто в Самарский, Красную Башкирию. Ишемгужины переехали в Елембетово. После ранения на войне у главы семьи болели ноги, но тем не менее они продолжали держать много скота, Аубакир Ишемгужевич до 75 лет косил сено.

Хабира Гибатовна один-единственный раз, еще в 80-е годы, по наставлению дочери побывала на приеме у врача. «Давление как у молодой женщины», — сказали ей тогда медики. «Да и не думала я никогда о своем здоровье, а просто много трудилась», — говорит Хабира-инэй.

Нам остается пожелать Хабире Гибатовне и дальше доброго здоровья, любви и уважения окружающих.

Земфира САЛИМЬЯНОВА.


Читайте нас: