Вступил в свои права Год семьи в Башкортостане. Основной задачей, стоящей перед обществом и, естественно, государственными органами, является укрепление семейных основ. Осуществляется экономическая поддержка, чтобы как-то помочь молодым семь-ям в вопросах жилья, образования и воспитания детей. Не секрет, что падает рождаемость. На то есть и объективные причины: последствия кризиса 90-х годов, не совсем благоприятная экономическая ситуация сегодняшнего дня. И все же опубликованные в начале года статистические данные о количестве браков и разводов заставляют, что называется, почесать затылок и задуматься: «Почему?» …
Ссылки только на трудности, хотя они есть, не совсем понятны. А когда их не было? По сравнению с тем, что пережили семьи моего поколения в годы войны и после нее, сегодняшние проблемы кажутся гораздо меньшими. Семьи, потерявшие отцов на войне, испытывались на прочность. А были они большими и достигали 7-10 человек. Каково было вдовам тянуть семейное ярмо? Но они с честью справились и с голодом, и с разрухой, и всяческой нуждой, трудились, забывая обо всем, кроме детей. Мне, педагогу, вспоминается несколько многодетных семей: Кузенковых из пос. Кусимовского рудника, Алимановых из пос. Якты-Куль, Филиппа Овчарова из Михайловки. Все дети из этих семей вышли в люди, нашли свое место в обществе. А теперь хочу выразить свою точку зрения на вопрос о том, почему сегодняшняя молодежь не спешит обременять себя семейными обязанностями, а ЗАГСы превратились для иных в проходной двор: вчера свадьба, а завтра развод. Здесь главным образом проявляется отсутствие достойного семейного воспитания, а школы уже почти 20 лет оказывают детям преимущественно образовательные услуги. Да, в воспитании большую роль играет и общество с его институтами: телевидением, газетами, журналами, кино. Что несут неокрепшим душам они? Каждый день идут передачи «Пусть говорят», «На самом деле», «Секрет на миллион» и прочие шоу. Содержание их — копание в грязном белье: где, с кем, от кого, когда. Такая пошлость захлестывает. Напоказ выставляется свобода во всем, пропагандирующаяся как цивилизованная ценность. Как этому противостоять молодым? Семьям, где закладываются, по крайней мере, должны закладываться жизненные идеалы — трудолюбие, честь, доброта, ответственность, не до этого: лишь бы справиться с бытовыми проблемами — одеть, обуть, накормить.
Сегодня раздаются голоса, что к семейной жизни надо готовить с первого класса. А не поздновато ли? Однажды, когда молодая мама спросила великого педагога Антона Макаренко: «Моей дочери 5 лет, когда начинать ее воспитание?», он ответил: «Боюсь, что вы опоздали!» Кто сегодня помнит эти мудрые советы?!
Где же выход из сегодняшней ситуации вокруг семейно-брачных отношений? Он есть. Вернуть школе просветительские функции, которые объединяют образование и воспитание в единый процесс. Так было всегда. Совсем еще недавно советская школа и семья в вопросах подготовки молодежи к жизни были едины. Семью школа дополняла и окончательно формировала личность в коллективе и через коллектив, выдавала не просто аттестат, а аттестат зрелости. А чтобы все это успешно осуществлялось, Минпросом издавались популярные журналы «Семья и школа», для педагогов «Воспитание школьника». А когда в конце 80-х усилились разводные процессы под влиянием так называемой перестройки и либерального духа везде и во всем, в школах был введен факультативный курс в 10-11 классах «Этика и психология семейной жизни». Была рекомендована программа и поурочные разработки. Был издан учебник «Семья». Вести предмет рекомендовали учителям, наиболее опытным в жизненном отношении. Этот курс я вел несколько лет. А начинал с вводной беседы, которую заканчивал стихотворением Степана Щипачева, написанным им еще в довоенные годы. Оно актуально и сегодня.
С годами дорожить вдвойне.
Любовь — не вздохи на скамейке
Все будет: слякоть и пороша,
Умейте вместе жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
Кто помнит даже среди литераторов эти непреходящие по своей значимости заветы? А это ведь ответ на вопрос, что такое любовь, семья, которые опошлены до беспредела. И никакие «комнаты примирения» не помогут, хотя они возможны и имеют право существовать.
Только нравственные личности способны скрепить сердца взаимным уважением и любовью, воспитать хороших граждан. Сегодня не пропагандируются достойные фильмы, песни, воспевающие нравственные основы, детские и юношеские журналы и книги исчезли. Всему голова Интернет и телевизор. Семья — это место, куда мы идем отдыхать душой и телом, всегда в ней должно быть тепло и уютно. А если этого нет, все идет насмарку: вражда, распад, эгоизм и как результат — разводы, брошенные дети, разбитые идеалы и сердца.
А причина — все та же бездуховность, отсутствие ответственности друг перед другом и перед будущим своих детей. Частенько встречаю своих выпускников, созревших, здоровых, вопросом: Женат, семья?» И, случается, слышу в ответ: «Не-е-е. А зачем? Мне и так хорошо». Это результат того, о чем говорилось выше. И что нам ждать в перспективе, если не изменить в корне взгляд на идеалы, любовь, брак, семью?
Сегодня разрушена связь семейных поколений. Оговорюсь: не везде. Но что молодежь неуважительно относится к старшим, — примеров уйма: сын выгоняет мать, внучка заказывает убийство родных, чтобы иметь жилье.
В районе, в республике — и это хорошо — взят курс на популяризацию знаний своих родословных. И, конечно же, чтобы вспомнить, какими были наши родные, близкие, загляните в семейный альбом. Я делаю это периодически, с грустью и гордостью вспоминаю родословную, любуюсь и горжусь родителями.
А свела их судьба-злодейка: у матери в Гражданскую войну умер от тифа муж, оставив ее с трехлетним сыном, у отца, пока он воевал в Мировую войну и три года был в плену, скончалась жена, остались сиротами две дочери. Куда податься матери? В родном доме еще не женатыми были братья, и вот свела их с отцом общая беда, да так крепко, что они прожили в любви и согласии 61 год, воспитав еще совместных четверых: трех сыновей и дочь. Семь человек — шутка ли? Революция, Гражданская война, разруха. Но не дрогнули, не согнула их трудная жизнь. Всех подняли на ноги, всех воспитали. Два брата воевали на фронте. Отец и мать были для нас примером трудолюбия, честности, порядочности и, конечно, требовательности. Нас любили, о нас заботились, хотя львиная часть их жизни проходила в заботах: как накормить, одеть, обуть, выучить. Мы никогда от них не слышали стонов, раскаяний. На все отец ответствовал так: «Мать, переживем». Они никому не завидовали. Мать показывала нам пример доброты и сострадания. Часто на огонек забредали замерзшие, бежавшие из трудлагерей. Мать пустит их переночевать, накормит. Один из таких, упав в ноги ее, сказал: «Век тебя не забуду». У всех детей нашей семьи свои семьи, все честно трудились. Мы с супругой Анной Ивановной познакомились в педучилище, дружили семь лет, приглядывались, а затем поженились. И прожили 62 года. Вырастили сына и двух дочерей: все они получили по два образования, достойно трудились на очень ответственных должностях, имеют свои семьи, детей, у нас 6 внуков и 3 правнука. Нам тоже было трудно, но справились, помня наставления родителей: «Порядочные люди без причин семей не разваливают и детей не бросают».
А еще в душу мне запал навсегда один момент. Будучи уже сам семейным человеком, я как-то спросил: «Мама, когда ты была самым счастливым человеком?» Помолчав немного, она сказала: «Сынок, когда вы были совсем маленькими, вымою вас, посажу всех за стол и говорю сама себе: какая я счастливая!».
Эти откровения — лучшая память о моей матери и, конечно, об отце.