Она воспитала около 70 медалистов и 26 победителей республиканских, районных олимпиад по русскому языку и литературе. Но не всем же дано быть лучшими, а внимание и понимание нужны каждому.
— Я до Вас больше тройки оценок не получал. А Вы пришли и поставили мне первую четверку. И за год тоже. А в аттестате и вовсе пятерку, — сказал ей однажды бывший ученик, дошедший до зрелого возраста, но не забывший, как окрылило его учительское доверие. Подобные признания Альбина Александровна ставит для себя в тот же ряд, в котором собраны и официальные оценки ее труда, в частности, звание «Почетный работник образования РФ» или грант Президента РФ за победу во всероссийском конкурсе учителей.
Предмет у А. Мельниковой сложный, тонкий, требующий от человека особого душевного склада и мышления. Были периоды, когда интерес к языку и литературе в нашей стране снижался заметно (дикие 90-е, например, или тогда, когда началось повальное увлечение Интернетом). Учителя-языковеды всегда первыми чувствовали падение духовной и речевой культуры в обществе, отсутствие тяги к серьезному чтению, засилье «модненьких» жаргонов, сквернословия, и это не могло их не беспокоить. С тревогой и болью размышляла Альбина Александровна в одной из своих заметок в районную газету: «Как часто люди не умеют правильно назвать предметы, не могут ясно и четко выразить свою мысль. А какой ущерб языку наносит штампованная речь! Молодежь полагает, что употребление модных словечек — это умение шагать в ногу со временем. А ведь обилие выражений «как бы», «типа», «это самое», «короче», «значит» (увы, они и сегодня господствуют в чьей-то речи! – авт.) на самом деле — отражение скудости мысли и низкого уровня культуры. Но есть у нас дети, которые показывают прекрасные знания, и хочется верить, что судьба языка именно за ними».
Сегодня, по мнению Мельниковой, школьники и их родители начали лучше понимать, что настоящее образование невозможно без изучения языка и литературы, что это — основа всему. В свои семьдесят наступивших недавно лет она продолжает нести детям все ценности и богатства словесности, по-прежнему помогает филологам Аскаровской средней школы готовить учащихся к ЕГЭ. «У учителей ведь огромный объем работы, а экзамен очень сложный», — поясняет педагог.
Какие они, ученики двадцать первого века, — спрашиваю у нее. И слышу ответ, в котором чувствуется большое уважение к современным детям:
— Немного ироничные, раскрепощенные, коммуникабельные. Они свободно мыслят, глубоко вникают в тему, смело дискутируют, отстаивают свою точку зрения, задают порой очень неожиданные, нетривиальные вопросы, над которыми не все взрослые-то задумываются. Я с удовольствием с ними общаюсь, хотя порой и приходится «вытаскивать» из себя все аргументы, знания, житейский опыт, чтобы отвести от заблуждений, которые возможны в силу возраста. Это настолько интересно, что я прихожу в школу и обо всем забываю…
С уважением отзывается А. А. Мельникова и о филологах, вместе с которыми вела и ведет детей в удивительный, многообразный, трепетный мир литературы, передавала и передает им секреты языковой грамотности. С первых дней ее добрыми коллегами стали Суюмбика Абдулловна и Юлай Ибрагимович Агзамовы, Н. А. Ниязгулова, А. Д. Андреева, Л. В.Стрелкова. Очень нравится ей и общение с более молодыми коллегами — И. К. Детининой, Ф. Г. Муртазиной, М. И. Мухаметдиновой, А. Р. Исрафиловой, с ними она всегда в контакте.
Свободного времени сейчас у Альбины Александровны все-таки больше, чем раньше, когда дни и вечера ее до отказа были забиты классным руководством, уроками, контрольными, экзаменами, ждущими своей очереди домашними делами-заботами. И на что, вы думаете, она тратит сегодня немалую часть досуга? Читает — без этого уже никак. Чехова заново перечитала, Лескова, за Тургенева взялась…
Но любимое занятие не затмевает собою других дел, ведь Альбина Александровна — и хозяйка, и жена своего верного, надежного, заботливого Александра Федоровича, и бабушка. А это значит — уборка, шитье, выпекание пирогов, выращивание цветов, радость общения с внуками. Дочь Мельниковых Ольга живет в Стерлитамаке, ее старшая дочь уже сама собирается замуж. Сергей остался в Аскарово, построил здесь дом. «Он у нас рукастый, все делает сам. И сноха у нас умница, мы ее любим. Вообще, мы с Александром Федоровичем сразу договорились: вмешиваться в дела детей не будем, только помогать. Так и держимся этого правила», — говорит моя собеседница. У Земфиры и Сережи — три дочери. Софья перешла в четвертый класс, Светлана только пойдет в школу, Алине — два годика. Младшая внучка, забавная, смышленая, уже имеющая свое мнение, — особая любовь бабушки («Это такой подарок!»), она и имя ей сама подбирала…
Многие ученики А. Мельниковой — уже сами люди солидного возраста. Однако, встречая ее где-нибудь, подтягиваются, с почтением здороваются и по-прежнему слегка робеют. Не перед ней — она добрейший и все понимающий человек — перед авторитетом учительским, никакому времени неподвластным. Вот и я писала этот материал, а сама переживала — все ли запятые правильно расставила, донесла ли точно суть ее рассуждений. Не страшно будет, если что, но стыдно. А с другой стороны, чем больше в нашей жизни людей, которые побуждают нас быть взыскательнее к себе, тем для всех и лучше.