В Башкирии октябрь будет аномальным
Все новости

Вернулся с войны через 75 лет

Кунафин Хуснитдин Кунафеевич из д. Рахметово, воевавший в 72-й стрелковой Павловской Краснознаменной дивизии, погиб в 1944 году при проведении Выборгской операции. В конце прошлого года родные побывали на месте его захоронения. Рассказывает внучка фронтовика Мавлида Махиянова:

— Мы относимся к тому поколению, которому посчастливилось застать настоящих героев — участников Великой Отечественной войны. Но далеко не каждая семья дождалась возвращения с фронта своих близких. Вот и в нашей семье была потеря.
К одному из юбилеев Победы было решено составить альбом, собрав в нем всю информацию о дедушках — участниках войны. Про трех дедов мы подробно знали еще с детства, а вот сведений о Хуснутдине Кунафеевиче не хватало. Хотелось узнать о нем побольше: каким он был, когда уходил на фронт, где воевал, где похоронен.
Его дочь Мугульсум, которой сегодня 85 лет, вырастила пятерых детей, бралась за любую работу. Несмотря на преклонный возраст, она и сейчас постоянно в движении, ведет хозяйство, держит скотину, участвует в общественной жизни села. Сыну Ядгару — 83 года, он ветеран труда, всю жизнь проработал в колхозе им. Шаймуратова, всегда был в передовиках. Еще одна дочь — наша мама Гульюзум — трудилась дояркой, очень рано ушла из жизни, но успела дать своим пятерым детям высшее образование.
Им, детям войны, пришлось пройти через множество тягот и лишений, трудиться с ранних лет. Своего отца они вспоминают с любовью и гордостью: «Он был добрым, чутким, веселым человеком. Постарался сделать все, чтобы нам было легче».
Зимой 1943 года дедушке Хуснутдину дали отпуск на пару недель, для реабилитации после ранения. Приехав домой, он увидел, как тяжело приходится в тылу его семье. Несколько отпускных дней ушли на поездку, точнее, на поход в районный центр, чтобы отметиться в военкомате, а остальные дни он занимался обеспечением семьи. «Дома мы его практически не видели, он целыми днями заготавливал и возил дрова, добывал еду, — вспоминает сын Ядгар. — Как-то отец привез несколько буханок хлеба, но на дворе была зима, и по дороге все они просто обледенели. Я, еще маленький, тихонечко стащил одну из буханок, безуспешно пытался ее грызть и в итоге просто уснул с ней в обнимку. Это спасло мне жизнь: желудок, который долгое время не получал достаточного количества еды, мог просто не выдержать».
Мугульсум с улыбкой вспоминала и радостные моменты из своего детства: как играли в самодельный мяч из шерсти коровы, как весело ходили за ягодами, проводили время на улице с местной детворой, помогали родителям по хозяйству. А самым грустным моментом в её жизни были проводы отца на фронт: «Когда он уходил, мы все плакали, на всю жизнь остались в памяти его добрые глаза, наполненные слезами…».
Дедушка не вернулся с фронта. Он так и не узнал, что у него родилась еще одна дочь, которую назвали Гульюзум — это была наша мама.
После этих воспоминаний мы ещё сильнее загорелись желанием найти информацию о месте его захоронения. Искали несколько лет в архивных документах, газетах, «Книге памяти Башкортостана», ОБД Мемориал. Выяснили, что дедушка воевал в составе 133 СП 72 стрелковой Павловской Краснознаменной дивизии, был стрелком. Погиб 13 июня 1944 года в боях при проведении Выборгской операции. Похоронен на хуторе Кууторселькя (с 1948 года — деревня Лебяжье Выборгского района). И пришло решение съездить туда. Его дети уже в преклонном возрасте, они не смогли поехать и попросили положить на могилу своего отца горсть родной земли.
В октябре 2019 года мы посетили участки боевых действий Выборгской операции 1944 года. Впервые увидели места, где шла настоящая война. Были поражены: немцы вырыли сотни километров окопов и траншей, проложили многорядную колючую проволоку, установили кучи заградительных камней-валунов, бетонных сооружений. Уму непостижимо, сколько средств и сил было потрачено!
В ходе этой операции погибло очень много советских солдат. Их останки, а также застрявшие в стволах деревьев осколки находят до сих пор.
В Лебяжьем находится братская могила, в которой покоятся около тысячи советских солдат, в том числе, и наш дедушка. Это был один из самых волнующих и трогательных моментов в нашей жизни. Мы выполнили наказ его детей и родных, положили на могилу горсть земли из родной деревни.
Очень приятно было увидеть, что захоронение находится в ухоженном состоянии. Местные жители и органы власти трепетно относятся к памяти погибших. На плитах братской могилы не было фамилии деда, и мы обратились в администрацию Рощинского городского округа с просьбой внести ее в список погибших. Сотрудники администрации и военкомата в короткие сроки восстановили документы, и имя деда появилось на плите Памяти.
Домой мы вернулись со спокойной душой. Показали детям деда фотографии и видеоматериалы с места его захоронения. В присутствии родных и односельчан горсть земли из Лебяжьего легла к обелиску в деревне Рахметово. Люди говорили: «Еще один солдат вернулся домой через 75 лет!».
Мы выражаем огромную благодарность за помощь в организации нашей поездки префекту по Выборгскому и Приозерскому районам Александру Игоревичу Караванскому, руководителю Управления Росреестра по Ленинградской области, нашему земляку Игорю Михайловичу Шелякову, водителю управления Максиму Петровичу Лобанову, главе администрации Рощинского городского поселения Выборгского района Валерию Геннадьевичу Савинову, ведущему специалисту администрации этого поселения Светлане Валерьевне Павловой, специалисту ВУС Ольге Витальевне Осипчук, сотрудникам военного комиссариата. Спасибо всем этим людям за теплый прием, гостеприимство и чуткость, за бережное и трепетное отношение к памяти всех павших.


Записала Гульназ ВАЛЕЕВА.

Читайте нас: