В послевоенные годы очень популярной была песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане, боевые спутники мои». Это призыв к поиску тех, кто, одолев врага, вступил в борьбу с разрухой, бедностью, беспризорностью, нуждой везде и во всем. Разлетелись бывшие фронтовики по всем городам и весям: строить, растить хлеб, учить, лечить, порой страдая от незаживающих ран.
Об одном из таких ветеранов-победителей и пойдет мой рассказ. Это Суворов Иван Дмитриевич, для которого юбилейный год Победы совпадает со 100-летием со дня рождения.
Родился он 27 сентября 1920 года в простой крестьянской семье в с. Ельщи Белокатайского района БАССР. После учебы в школе работал, учился на краткосрочных сельхозкурсах. В октябре 1940 года был призван в ряды Красной Армии. Служил И. Суворов на Дальнем Востоке. Когда началась война, его часть перебросили к западной границе. В одном из первых боев он был ранен. После госпиталя его направили на учебу во 2-е Московское артиллерийское училище, а через полгода в звании лейтенанта наш земляк участвовал в обороне Москвы. Войну фронтовик закончил с пятью серьезными ранениями, от которых он страдал всю жизнь, хотя в силу своего характера не подавал виду.
Вернувшись в родные края, он не сидел без дела. Село нуждалось в крепких, знающих руководителях, и в 1948 году Иван Дмитриевич был назначен директором старейшего совхоза Учалинского района —Байрамгуловского, где успешно проработал 10 лет, выведя хозяйство в число передовых в республике. Мне довелось пообщаться с тружениками и специалистами, работавшими под руководством Суворова. Все отмечали его простоту, трудолюбие, порядочность, заботу о людях, особенно — о школе и детях.
В 1958 году он возглавил совхоз «Красная Башкирия». Хозяйство тогда находилось в плачевном состоянии. Менялись директора, поля заросли сорняком, давали урожай 8-10 ц., была расшатана дисциплина, в упадке животноводство. Центр совхоза — это 13 саманных бараков, да оставались ещё землянки. Дефицит топлива, воды. Животноводческие фермы — примитивные, с соломенными крышами, горючее в страду возили к полевым агрегатам ещё на быках.
Иван Дмитриевич начал свою работу с подбора перспективных, опытных и молодых специалистов, таких, как главный агроном Т. Орехова, главный инженер И. Романович, главный зоотехник Зиновьев, гл. ветврач В. Рожков, управляющие отделениями Н. Бобков, В. Кулин, заместитель по хозяйству фронтовик К. Никитин, бригадиры свинокомплексов А. Мелентьева, В. Поляков, агрономы отделений Н. Ковалева, В. Шурыгин. Новый директор доверял им, но и строго спрашивал. Поэтому каждый старался, работал инициативно, на результат.
Вторая не менее важная задача была — вывести членов трудового коллектива из бараков в благоустроенное жилье.
Вот что вспоминал о том времени его однополчанин, бывший председатель сельсовета Г. Переселкин: «Для того, чтобы строить хозспособом, нужны были стройматериалы, прежде всего, кирпич. Фондов никаких. Мы с Суворовым съездили к первому секретарю Магнитогорского горкома партии В. Антипину. Он тоже был нашим однополчанином, мы вместе воевали. Василий Иванович помог «Красной Башкирии» через трест «Магнитострой» кирпичом и другими стройматериалами. А совхоз посылал своих рабочих на кирпичный завод — рабочих рук там не хватало. С этого, собственно, и началось строительство двухквартирных домов». Затем появились ясли, школа, клуб и другие объекты, с 1962 года с помощью Сибайской ПМК приступили к строительству двухэтажных домов с центральным отоплением и водоснабжением.
В начале 1960-х годов около совхоза началось строительство газопровода Ишимбай — Магнитогорск. Иван Дмитриевич сделал решительный шаг к тому, чтобы получить голубое топливо для котельной, возведение которой уже заканчивалось. Опять же при поддержке города он несколько раз ездил в Уфу, Москву и смог добиться положительного решения газового вопроса. В хлопотах в Москве помогал ему однополчанин, сотрудник Генштаба Министерства обороны, генерал-майор Х. Валеев, уроженец Башкирии, до войны учитель математики. Но об этом чуть позже.
Производственные дела пошли в гору. В 1966 году совхоз получил с полей рекордный урожай зерновых — по 27 ц. с га. Это результат кропотливой работы гл. агронома Т. Ореховой, которая активно внедряла новые методы агротехники и в первую очередь — по очистке полей от сорняков не с помощью гербицидов, а уничтожением их при первых всходах. Да, задерживались сроки пахоты и сева, но этот «провокационный» метод позволил получать то, что должна давать пашня. Т. Орехова в 1962 г. была отмечена почётным званием «Заслуженный агроном РСФСР». Самые высокие урожаи были получены в 1972-73 годах, когда совхоз продал государству миллион пудов зерна. А Т. Орехова — награждена орденом Ленина. Агроном Озерного отделения В. Шурыгин получил звание «Заслуженный агроном республики», а директор совхоза был удостоен ордена Октябрьской революции.
Суворов не побоялся участвовать во Всероссийском эксперименте, и в числе 100 совхозов России совхоз перешёл на полный хозрасчет. Лозунг тех лет: «Экономика должна быть экономной». Успех был налицо — совхоз укреплялся в финансах, имел на счетах большие оборотные средства, что позволило повысить во всех отраслях зарплаты и даже по итогам года выплачивать работникам приличную 13-ю. Появилась возможность помогать социальной сфере: было построено двухэтажное здание участковой больницы, а для врачей и медработников — двухэтажный многоквартирный дом. Для Дома культуры закупили музыкальные инструменты, появились духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль, членами которого стали школьники, а руководил ими рабочий МТМ В. Романов. Духовой оркестр совхоза удостоился звания лауреата Всероссийского конкурса.
Суворов многое сделал и по внедрению в школьное образование производственного обучения и начальной военной подготовки. Без материальной базы осилить одной школе это было невозможно. В совхозе не хватало механизаторов, и для их подготовки хозяйство выделило школе два новых трактора, гусеничный и колесный, грузовой автомобиль, прицепную обрабатывающую технику, на берегу Соленого озера, там, где сейчас проходит шоссе, был построен летний стационарный лагерь труда и отдыха для учащихся, закреплена свекловичная плантация, с которой получали от 300 до 500 ц. кормовой свеклы. Эти результаты позволили школе дважды стать участницей ВДНХ. Опыту производственного обучения были посвящены передача на Башкирском радио и материал в журнале «Учитель Башкирии», а И. Д. Суворова пригласили на Всероссийское совещание в Новосибирск, где подводились первые итоги производственного обучения в сельских школах, и там ему предложили выступить. А затем министр просвещения РСФСР в числе других вручил нашему земляку нагрудный знак «Отличник народного просвещения РСФСР». Это факт признания большой работы хозяйства со школой. Результат был налицо: десятки молодых выпускников, получив удостоверение тракториста-машиниста, несмотря на близость города, остались в хозяйстве, а некоторые из них трудятся здесь и по сей день, показывая пример верности выбранному пути и высокие результаты своего труда. Некоторые из них удостоены почетных званий и правительственных наград. Это Р. Фахрисламов, директор СПК, заслуженный работник сельского хозяйства РБ, кавалер ордена Салавата Юлаева, новатор и патриот краснобашкирской земли; Ф. Сафаргалин, заслуженный работник сельского хозяйства РБ, кавалер ордена Салавата Юлаева. Таких же званий удостоены животноводы Т. Огаркова и С. Копытов; более 30 лет проработал в животноводстве П. Серегин и по сей день трудится в СПК; верен своему выбору В. Мауренков, проработавший более 20 лет агрономом Самарского отделения; после школы остались и успешно трудились Ф. Задин, П. Огарков и многие другие. В школу вернулись после учебы свои выпускники, они работают и сейчас. Все были обеспечены жильем. Эти же условия касались и работников культуры. Одна из черт Ивана Дмитриевича — любовь к музыке. Сам он имел прекрасный голос, задушевно пел свои любимые песни, которые напоминали ему о службе на Дальнем Востоке...
Суворов был прост, доступен, в любое время можно было прийти к нему и получить и совет, и помощь. Рабочую планерку со специалистами он начинал в 7.30, но сначала было простое общение с целью увидеть своих помощников в неформальной обстановке, которое заканчивалось каким-нибудь рассказанным им забавным случаем, а иногда и анекдотом. Создавалась непринужденная атмосфера, которая заряжала на целый рабочий день. В 8 утра — разговор производственный. Что меня удивляло — специалисты выходили с хорошим настроением, а всё потому, что директор никогда не ставил самого себя выше их, знающих своё дело. Я иногда бывал у него в эти часы, и ни разу не слышал грубого разноса. Да, он был строг, требователен, но любимое выражение «меня рабочий класс не поймёт» говорило о его уважительном и заботливом отношении к труженикам хозяйства. Небольшой скромный домик Суворова и сейчас напоминает о его такой жизни. Сегодня ведь многие начинают с возведения личных особняков…
Фронтовик постоянно общался со своими однополчанами. В 1972 году у него гостил генерал-майор Х. Валеев. Иван Дмитриевич предложил ему осмотреть хозяйство, на что получил ответ: «Я хочу посмотреть вашу школу: мне это, в прошлом учителю, ближе». Гость остался доволен, но не обошлось без дружеского совета. «Зачем у вас тополя стоят, как солдаты в строю, а где рябинка, липа?». Затем осмотрели поля в районе озера Малое Улянды.
Оставив пост директора совхоза, Иван Дмитриевич два года работал председателем сельского Совета. Он и здесь не сидел просто так: огородил кладбище и озеленил его по периметру березами. Это говорит о том, что он хотел остаться здесь навсегда, но в силу определенных обстоятельств вынужден был покинуть Красную Башкирию и поселиться поближе к своей малой родине в г. Миасс, где несколько лет проработал директором городской заготконторы. Похоронив жену, оставшись один, он вернулся в Магнитогорск к приемной дочери. Но жизнь в городе тяготила, его тянуло ближе к земле. Как ни странно, он с трудом получил участок под дачку. С каким старанием строил её, а затем обустраивал участок: сад, грядки, цветы. Но недолго пришлось ему пожить здесь. Его несладкое одиночество сглаживала забота Р. Фахрисламова. Раиль Салаватович всегда привозил его на празднование 9 мая. В последний раз это было 9 мая 2002 года, а 12 декабря его не стало. Он похоронен рядом с сыном со всеми почестями и традициями. Раиль Салаватович все сделал по-людски.
За участие в Великой Отечественной войне И. Д. Суворов награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, Красной звезды, медалью Жукова и юбилейными медалями, за труд — орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За освоение целинных земель», двумя серебряными медалями ВДНХ, знаком «Отличник народного просвещения РСФСР».
Его имя носит самая протяженная и красивая улица в Красной Башкирии. Благодаря стараниям музея, отдела кадров сельхозпредприятия Н. Якуповой, материальной и финансовой помощи Р. С. Фахрисламова к 95-летию Ивана Дмитриевича в день Победы на здании конторы была открыта мемориальная доска в честь защитника Родины и строителя мирной жизни. Его добрые дела и сегодня служат благу живущих здесь. Одно смущает меня, знавшего Ивана Суворова очень близко: в районной энциклопедии есть моя о нём информация, но безликая, хотя фото я отсылал прямо в Уфу. Неужели наши создатели энциклопедии не ощущают неловкости от того, что так получилось с большой личностью, фронтовиком?
Иван Дмитриевич Суворов прожил жизнь достойно, так, как учат пророки Востока:
«Живя в палатке, строй добротный дом,
Пусть в нем недолго жить тебе потом,
Когда покинешь кров непостоянный,
Пусть люди помянут тебя добром.
Нет в этом мире радости сильней,
Чем лицезренье близких и друзей».
А нам не следует забывать своих героев, как учил В. Жуковский:
«Не говорите с тоской — их нет,
Но с благодарностию — были».
Василий БАРОНОВ,
заслуженный учитель БАССР, Почетный гражданин Краснобашкирского СП.
На снимке: В один из праздничных дней 9 мая. Справа - Иван Суворов.