В Башкирии школьные повара приготовили чак-чак для бойцов СВО
Все новости

В поисках деда

Папа наш, Абузар Атауллович Халитов, не любил вспоминать о военных годах. Только говорил, что если б не война, то получил бы образование, не голодал бы, хоть и трудился с утра и до ночи. Война отняла у его поколения детство, возможность учиться, а самое главное, отцов… Вот и наш дед Атаулла Халитов пропал без вести в 1942 году.

Пока отец был жив, мы не раз обращались в Центральный военный архив г. Подольска, чтобы добыть хоть какие-то сведения о конкретном месте гибели деда. Но ничего не получилось. Каждый год, посещая Уфу со школьниками, куда мы ездили на конкурсы исследовательских работ, я также не упускала случая побывать в музее 112-й Башкирской кавалерийской дивизии и узнать хоть что-нибудь о пропавших без вести.
Первые сведения мы смогли найти в книге «Память», в которой пишется: «Халитов Атау(лла) Масалимович, 1906 года рождения, красноармеец-стрелок, призван Абзелиловским РВК 19 сентября 1941 года. Пропал без вести 29 сентября 1942 года».
А в 2006 году мне посчастливилось встретиться с поисковиком, полковником Бикбаевым Ильдаром Зиннуровичем. Узнав о сути моей просьбы, он сказал: «У нас много пропавших без вести из Абзелиловского района. Я приглашаю Вас и Ваших кружковцев-краеведов поработать с нами в Центральном военном архиве г. Подольска во время летних каникул». Но в тот год моя дочь поступала в ВУЗ, двор полон птицы и скота, сенокос, сад, в общем, дел и забот было невпроворот, и от поездки, к сожалению, пришлось отказаться. Однако по мере своих возможностей я изучила весь архив в районном военкомате. Искала данные не только о деде, но и о своих односельчанах.
В какой-то момент начали опускаться руки. Я думала о том, что прошло много лет, столько людей погибло в годы войны, вряд ли мы найдем место гибели деда. Но сестра Рита настаивала на продолжении поисков, стали помогать ее сын Расул, мой сын Урал. И каждый день, ложась спать, я молила Бога, чтобы появилась хоть какая-то зацепка, где искать деда. Частенько мне попадались на глаза мои же записи о погибших в боях за Ржев: дело в том, что просматривая передачи на телеканале «Звезда», я иногда делала короткие пометки по взволновавшим меня моментам, а потом рассказывала детям в школе или дома. Это были записи о битве под Москвой, за Сталинград, за Ржев и в других местах.
Так вот, Урал с Расулом, которые уже давно с компьютером на «ты», начали просматривать электронные базы сайтов «Память народа», «Мемориал», читать сводки поисковых отрядов. Искали долго, пока не попробовали забить фамилию и имя деда в сокращенной форме и добавить также данные бабушки. И повезло. Сведения про деда нашлись на сайте «Память народа.ru» в запросе «забытый полк», Polk.ru. На этом сайте мы завели «Личный кабинет» и отправили запрос, на который пришёл ответ, что информация по родственнику перенесена в тему 375-й СД. Здесь мы прочитали вот что (привожу как есть, с ошибками): «Халитов Актов. Место рождения: Баш.АССР. Азбелинский р-н, Ташталирский с/с, 1906 г.р. призван Азбелинским РВК Баш.АССР, убит 14.8.1942 г. Похоронен в братской могиле д. Грибеево Ржевского р-на. Жена Халитова Байран. Азбелинский р-н, Ташталирский с/с. Баш.АССР». Дед был 124-м в списке, а 125-м идёт «Могазумов Исмагель. Место рождения: Баш- АССР. Асбельский р-н Таштолирский с/с, призван Азбелинским РВК БашАССР, убит 14.8.1942. Место первичного захоронения: братская могила д. Грибеево Ржевского района. Жена Магзумова Насихат». Исмагил Магасумов был другом нашего деда. На фронт они ушли вместе и воевали в одном полку, в одной дивизии.
Из документа мы также узнали, что всех погибших в близлежащих деревнях перезахоронили в братской могиле Ржевского района, м.о.с.п. «Успенское» д. Гнилево в Тверской обл. Номер захоронения ВМЦ 69-490/2014. Вид захоронения: воинское захоронение. Захоронено 5710 павших, известные — 3333, неизвестных — 2377.
Все наши родственники зашли на этот сайт, мы столько узнали о битвах подо Ржевом, за Ржев. Этот город немцы планировали использовать как плацдарм для наступления на Москву. Фашисты заняли Ржев почти на полтора года. В боях за него погибло, по разным данным, от 1,5 до 2,5 миллиона советских солдат.
Возвращаясь к другу моего деда Исмагилу Магасумову, хочу добавить, что он родился в 1904 г. в Таштимерово. На войне был пулеметчиком. О том, что воевал в одном полку с моим дедом Атауллой Халитовым, он писал в своих письмах жене Насихе. Писал на арабском языке, его жена читала и писала также по-арабски. Многие таштимеровцы в годы войны обращались к ней, чтобы она прочитала письма с фронта или написала ответ.
Исмагил Магасумов выжил в том пекле, не погиб. По возвращении домой он рассказывал: «Я был ранен в ногу, она была перебита. Сколько лежал без сознания, не помню. Потом долго полз. Меня спас начинающий поспевать овёс. Я его обдирал и ел. Потом снова терял сознание. Меня подобрали наши солдаты, вынесли к своим. Я попал в госпиталь, а семья получила «черную бумагу».
Исмагил Магасумов вернулся домой на костылях. Затем снова ушёл на фронт. Но из-за того, что травма была серьезной, в боях уже не участвовал, а чинил солдатам одежду, зашивал гимнастерки и брюки, шинели в прифронтовой мастерской. Незадолго до окончания войны вернулся домой. В мирное время ремонтировал косы, грабли, вилы, косил сено. Помогал колхозу, как мог. Шестерых детей воспитал, дал им образование. Умер в 1958 году.
Что же касается моего деда Атауллы Халитова, то я узнала из похозяйственной книги нашего сельсовета за 1939-1943 г.г., что семья дедушки состояла из 10 человек. Моя бабушка Байрамбика Баязитовна вспоминала о нем с теплотой, говорила, что дед очень любил детей, а их у него осталось в 1941 г. пятеро. Во время войны их дети Амина и Халидар работали на лесозаготовках, старший сын Мухаметвали ушёл на фронт в 1944 году. А сестра бабушки, Магира Фахретдинова, о дедушке сказала так: «Зять был очень заботливым не только по отношению к своей семье, но и к нам, родным. Никогда не отказывал в помощи, уважал как взрослых, так и детей. Был очень воспитанным человеком».
Соседи, 91-летняя Сулпан-инэй Шигапова и 93-летний Муждаба-апа Сайфетдинов, проживающие и ныне в д. Салаватово, дополнили: «Дед ваш Атаулла здоровым был, как Тагир Таипович Кусимов. Много говорить не любил, а больше делом доказывал, трудолюбивым был очень. Все начатое доводил до конца. А еще добрым был и гостеприимным. До войны работал лесником, охранял лес на совесть. Бережно относился к природе, при нём никто не трогал красивые крупные лиственницы, что росли по дороге к Гимран-ташу. Срубили их только тогда, когда узнали, что его не стало». Рафик-агай Шаяхметов добавил: «Ваш дед Атаулла был создателем и председателем первой сельхозартели «Мулдак», которая появилась в 1927 году в д. Салаватово. Затем, когда объединились деревни Салаватово, Таштимерово и Елимбетово, колхоз стал называться «Салават Батыр». В начале 1941 года здесь было поголовье в 1000 лошадей, и с началом войны отсюда в действующую армию отправили 800 лошадей. На своих конях ушли на войну 16 мужчин, к сожалению, ни один из них не вернулся, погибли». (В целом, из маленькой деревни Салаватово на фронт ушли 75 человек, а вернулись только 16).
Пока в нас будет жива память о дедах, они тоже будут жить. Теперь мы знаем, где и как погиб наш дед Атаулла. Мы мечтаем побывать на его могиле, оставить там частичку родной земли и прочитать поминальную молитву.


Фарида КУЧИМОВА.

Читайте нас: