Мечтал об одном лимузине, а получил целых 25!
Все новости

Ушел в неизвестность героем

Моему дедушке Шагалину Бакию Шагигалеевичу не суждено было вернуться с войны, но память о нем жива в сердцах внуков и правнуков.

Он родился в 1902 году в семье Шагигали Садыкова, внука Ишкильде Юсупова, основателя деревни Ишкильдино. Для своего времени дед был хорошо образован, умел читать и писать, знал латиницу и арабскую графику. Детство и молодость его пришлись на переломные времена. Так, в годы коллективизации Бакий со всем своим имуществом вступил в колхоз.
В 1926 году Бакий женился. Но счастье молодой семьи было недолгим — осенью 1929 года его жена умерла, оставив мужа с двухлетней дочкой Нафисой и трехмесячным сыном Накипом, моим будущим отцом. Через несколько лет дед женился во второй раз, но снова овдовел. Теперь на руках у него было трое детей — родился еще сын Ракип. Их помогали воспитывать его мама и сестра Гульямал.
За два года до начала войны дедушка Бакий женился в третий раз. В 1940 году у него родился третий сын Нажип. Семейная жизнь только начинала налаживаться, когда грянула война.
В конце 1941 года деда призвали на фронт. После его ухода родилась дочь Янбика. Бабушка Мархаба стала жить со своими детьми, 15-летнюю Нафису отправили в ФЗУ, в Белорецк, Накипа и Ракипа определили в детский дом. Мой отец сразу же сбежал оттуда, решив, что сам устроит свою судьбу, начал работать, жил у своей тети Гульямал.
Изредка приходили письма с фронта. Воевал Бакий Шагалин в 75-м гвардейском стрелковом полку 26 гвардейской стрелковой дивизии 1-го Прибалтийского фронта. Шли тяжёлые бои на Смоленщине. В январе 1942 года дедушка получил ранение, но продолжал воевать. В 1943 году вновь был ранен, попал в госпиталь. После выздоровления вернулся в часть.
В 1944 году семья получила известие о том, что Шагалин Бакий Шагигалеевич пропал без вести.
Моего отца, Шагалина Накипа Бакиевича, не стало в 2002 году. Он до последних дней надеялся, что с его отцом когда-нибудь все прояснится. Когда по телевизору показывали фильмы о войне, пристально всматривался в лица солдат, словно хотел узнать в них своего близкого человека. Мечтал, чтобы поставили обелиск героям войны в его родной деревне, даже место присмотрел подходящее, но не дожил…
Отец знал о том, что наш дедушка, принимал участие в форсировании какой-то реки, бесстрашно сражался. Об этом рассказал ему однополчанин деда, с которым отцу довелось однажды встретиться.
Все обращения в военкомат были тщетны, только одно — пропал без вести…
А сейчас, в век Интернета, когда рассекречены многие архивы, можно добыть много информации. Жаль только, что наш папа, его братья и сёстры не смогли дожить до наших дней. Я же смогла «пройти» по военным дорогам деда.
Нашла на сайте «Память народа.ру» его послужную карточку и узнала, что он был сапёром. 1 августа 1943 года во время наступательных боев полка он обезвредил 23 мины, заложенные противником. В приказе о награждении отмечено, что «в то время он впервые встретился с новыми образцами взрывателей, которые, рискуя своей жизнью, быстро освоил и обезопасил дорогу. Тем самым обеспечил подразделениям быстрейшее продвижение для выполнения боевой задачи».
25 августа 1943 года красноармейца Шагалина Бакия Шагигалеевича наградили медалью «За боевые заслуги».
Война всё продолжалась. Осень 1943 года. Ноябрь. Наступление войск шло под мокрым снегом, среди болот Белоруссии. Солдаты лишены самых элементарных удобств, но всё равно шли вперёд. Сапёрам приходилось всегда быть на передовой. Они работали не только по горло в болоте, но еще и под огнём, прокладывая дорогу танкам. По статистике, половину всех тяжёлых потерь в танковых наступлениях составляли сапёры, «инженеры» так называли их в войну.
13 декабря 1943 года. Начало Городокской наступательной операции в районе Невеля в Белоруссии. В ней участвовал и мой дед Бакий. Я нашла воспоминания одного из командиров, который пишет в своей книге: «Я видел, как построившие настил через реку солдаты, их было около 400 человек, словно муравьи, цепочкой, проворно носили брёвна, исправляя повреждённые. Те из них, кто попадал под разрывы снарядов и мин, падали на бревенчатую дорогу. На обратном пути уцелевшие солдаты спешно убирали трупы на обочину, а раненых несли на сборный пункт, передавая санитарам. Сами молча, опять подходили к штабелю и несли бревно по «дороге смерти» (Вагин В. Г. «В танке через всю войну»). Это и о моём дедушке тоже — что-то подобное когда-то рассказал моему отцу дедушкин однополчанин.
На сайте «Память народа» читаю дальше: «Сапёр сапёрного взвода, гвардии рядовой Шагалин Бакий под сильным огнём противника снял с прохода танков 17 противотанковых мин и 20 противопехотных мин. Танки прошли без потерь в д. Скорынино и выгнали противника». Дата подвига — 18 декабря 1943 года. Приказ о награждении Шагалина Бакия медалью «За отвагу» подписан 9 февраля 1944 года.
Послужной список деда, участника Городокской наступательной операции, на этом обрывается. Изучаю движение дивизии и 11 армии. Оказывается, при переправе через реку Дубровка в ходе этой же операции на обоих заминированных берегах реки погибло 220 танкистов и сапёров. Возможно, среди них и был мой дедушка Бакий. Может, он воевал в «Невельском мешке», где наши войска не просто сумели избежать окружения, а устроили фашистам настоящий «котёл»? О «Невельском мешке» писал Владимир Слёзкин, разведчик танкового полка, выживший в этой мясорубке, прошедший всю войну и рассказавший о ней нам, потомкам. Может, с ним шёл рядом и сражался мой дед Бакий, солдат-сапёр? Они — однополчане.
Я хочу так думать и, наверное, имею на это право. Горжусь своим дедом. Его внуки, пра-и пра- правнуки будут так же, как и я, гордиться его храбростью и бесстрашием. Это наша история, история нашей семьи. Трагическая, но великая!
Я в поисках, не останавливаюсь. Следующая цель — найти место, где захоронен мой дед. Война не закончилась, ведь ещё не найден пропавший без вести храбрый и бесстрашный солдат Шагалин Бакий Шагигалеевич.
Несколько слов о детях моего деда. Нафиса жила в д. Амангильдино, воспитала 4 детей, ее не стало в 2005 году. Наш отец Накип с женой Гаухар Ишмухаметовной воспитал 4 детей. Ракип — заслуженный работник газовой промышленности, строил газопроводы Бухара-Урал, Мангышлак, отец 2 детей, умер в 2000 году. Нажип жил в Давлетово, умер в 1983 году. Янбика жила в д. Кушеево, с мужем вырастила 5 детей, ее не стало в 2010 году.
Все они — дети войны, пережившие все ее тяготы, потерявшие самого дорогого человека, но не сломившиеся и достойно прожившие свою жизнь. Сегодня у Шагалина Бакия 15 внуков, 36 правнуков и 24 праправнука.
В его родной деревне Ишкильдино память о фронтовиках, погибших на войне, увековечена в обелиске, установленном его внуком Надипом Шагалиным. А 9 мая дети, внуки и правнуки гордо понесут над головой портрет героя своей семьи в Бессмертном полку.

Венера СУЛТАНОВА (Шагалина),
с. Аскарово.

Читайте нас: