Мошенники продолжают обманывать жителей Башкортостана
Все новости
Культура
20 Апреля 2018, 13:30

О любви, мужской дружбе, преданности

Народный театр РДК поставил драму Назара Наджми «Гармунсы егет».

Народный театр РДК поставил драму Назара Наджми «Гармунсы егет»

Когда спектакль закончился, мне захотелось подойти и сказать артистам: «Верю. Верю всему, что происходило на сцене: любви, мужской дружбе, преданности, чистоте. Силе любви...» Не хотелось только верить в смерть Афзала, которого так убедительно и выразительно сыграл ветеран театра Айдар Шакиров. Но таковы законы жанра: драма должна волновать, пробуждать мысли, заставлять зрителей сопереживать. Хорошо, что это получилось, за что огромное спасибо всему коллективу народного театра.

Беседуя потом с бессменным руководителем коллектива, его создателем и идейным вдохновителем Илюзей Шаяхметовой, я задала ей главный вопрос, который волновал меня на протяжении всего спектакля: как она сумела разглядеть среди не артистов по профессии увлеченных и влюбленных в сцену и театральное искусство людей?

— Мой педагог Флюра Хусаинова не уставала повторять нам, будущим режиссерам: «Вы должны быть наблюдательными, всматриваться людей...». Уроки профессионального мастерства, полученные в Стерлитамаке, потом в Уфе — в академии искусств, научили зоркости, умению видеть жест, мимику, движения каждого человека, улавливать интонации его голоса, манеру говорить...

В процессе работы над пьесой, из того накопленного опыта и начинаешь лепить образ. Потом приступаешь к работе непосредственно с актером. Причем, делаешь это очень осторожно и бережно. Это, пожалуй, самый трудный, но в то же время самый интересный процесс в работе над постановкой. Что касается коллектива народного театра — это, конечно, коллектив энтузиастов, которых объединила общая любовь к сцене. Свою задачу, как режиссера, я вижу в том, чтобы раскрыть внутренние резервы, эмоции самодеятельных актеров. У кого-то они лежат на поверхности. Кому-то нужно вселить уверенность в себя, а третьего — вовсе разбудить, хорошенько встряхнуть. Взять к примеру, супругов Ильгамовых. В театре они с самой первой постановки. Фануза — очень органичная, эмоциональная актриса, она умеет моментально схватывать роль, способна контролировать ситуацию и при необходимости своим темпераментом, игрой не давать «угасать» действу. А Зульфир — фактурный актер. Он внимателен, всегда правильно расставляет акценты. В образе Гимрана в спектакле «Гармунсы егет» он совершенно точно попал в образ. Во многом благодаря его игре зритель смог сопереживать, волноваться за судьбы героев пьесы.

Для Айдара Шакирова характерна сдержанность, но при этом ему дан талант точно передавать настроение своих героев. Это человек, внутри которого бушуют бури. Марат и Залия Шарафутдиновы — тоже большая находка для нашего театра. Залия — нежная, обаятельная женщина, способная играть лирические роли. Марат, плюс к своим драматическим способностям, имеет еще и музыкальные. Он поет, играет на гармони.

Еще один ветеран сцены — Маргуба Умурзакова. Предана театру, трепетно относится ко всем своим ролям, тщательно работает над доверенными ей образами…

Во время спектакля «Гармунсы егет» состоялся дебют начинающих самодеятельных актеров Гульнур Нусратовой и Динары Сафиуллиной. Обе сумели ярко показать характеры своих героинь: шумной, где-то даже беспечной Бибикамал (Г. Нусратова) и несчастной, ждущей любви Анисы (Д. Сафиуллина). Уверена, что они обе еще порадуют зрителей интересными образами в новых постановках театра, — рассказала Илюза Мударисовна.

Спустя две недели после премьеры состоялся второй показ спектакля. На этот раз актеры играли перед республиканской комиссией, защищая свое право называться народным театром, что им блестяще и удалось сделать. Танзиля Сагитова, главный специалист по театральному жанру РЦНТ, во время обсуждения так охарактеризовала игру актеров народного театра:

— Я слежу за творчеством этого коллектива много лет и могу сказать одно: он набирает силу из года в год, растет мастерство его актеров. Видна непрерывная работа режисссера Илюзы Мударисовны. Все задачи, которые она поставила перед своими актерами, были решены, что свидетельствует о профессионализме режиссера. Верно и точно режиссер распределила роли. Очень грамотно были выстроены мизансцены. А еще очень понравилось музыкальное оформление спектакля. То, что Илюза Мударисовна не ограничилась только гармонью, а внесла в спектакль другие, в том числе инструментальные композиции, только украсило спектакль и усилило его эмоциональный фон...

Драма Назара Наджми «Гармунсы егет», которая в свое время с успехом шла на сцене тетра им. М. Гафури, несомненно, займет прочное место в репертуаре и нашего народного театра. А мы же ждем от них новых постановок.

Тансулпан ЮМАГУЖИНА.


Читайте нас: