Мошенники продолжают обманывать жителей Башкортостана
Все новости

Дело их жизни — прокладывать мосты

Управление по делам архивов РБ провело конкурс исследовательских работ среди молодежи на тему «Летопись моего рода в истории народа», посвященный 100-летию архивной службы республики. В этом конкурсе приняли участие учащиеся 10 класса школы с. Ташбулатово Айгиза и Нургиза Фатхуллины. Они успешно прошли заочный тур с исследовательской работой «Дело их жизни — прокладывать дороги» (о вкладе рода Ситдиковых в историю села и страны) и были допущены к очному туру.

Работа привлекла внимание членов представительного жюри тем, что в ней рассматривалась история семьи начиная с XVIII века. На основе архивных данных Айгиза и Нургиза установили родословную Ситдиковых до их предка Ягафара. Юные исследователи проследили связь между разными поколениями Ситдыковых, одни из которых прокладывали дороги между селами, а другие — путь к знаниям. С помощью редкого издания итальянского исследователя С. Соммье «Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир» они подробно осветили роль Мухаммедситдыка Нариманова в строительстве дорог в деревне. По архивным материалам и воспоминаниям родственников школьницы смогли подробно и ярко описать непростую жизнь первых учителей Ташбулатовской школы и школы Кусимовского Рудника Харуна и Рустема Ситдиковых, которые попали в жернова репрессий 30-х годов XX века.

В феврале в здании Федерации профсоюзов РБ была организована выставка исследовательских работ победителей конкурса «Летопись моего рода в истории народа», состоялась презентация лучших работ лауреатов. В мероприятии приняли участие представители администрации Главы Башкортостана и Аппарата Правительства РБ, министерств и ведомств, члены оргкомитета и экспертной комиссии. На конкурс было представлено 130 работ из 39 муниципальных образований, 31 работа удостоились призовых мест. Церемония награждения лауреатов и дипломантов конкурса, впервые проведенного Управлением по делам архивов и Национальным архивом РБ, стала настоящим праздником семей — представителей разных национальностей, проживающих в регионе. Организаторы и спонсоры конкурса вручили победителям по четырем номинациям дипломы и ценные подарки, их руководителям — благодарственные письма. Исследовательская работа сестер Фатхуллиных была отмечена специальным призом «За подробное исследование вклада своего рода в историю народа», а их руководитель Салиха Алмасовна Фаизова получила благодарность от Управления по делам архивов. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей историю одной из славных семей нашего района, которую сумели детально изучить Айгиза и Нургиза Фатхуллины.

Тансулпан ЮМАГУЖИНА.


Хозяин почтовой станции

По данным «Ревизских сказок...» 1816 года у Ишберды Ягафарова было два сына — Абдулла и Кагарман. По переписи же 1834 года значится, что у Абдуллы Исбердина (он был Ишбердин от имени отца, в документах того времени часто встречаются искажения башкирских имён и названий), которому 40 лет, двое сыновей, одного из них зовут Нариман. Вторая жена Наримана родила ему трех сыновей: Альмухамета, Кильмухамета и Мухаметсадыка (разница в написании имени Садык — Ситдык объясняется опять-таки искажением). Мухаметсадыку во время этой переписи был один год.

В «Ревизских сказках…» 1850 года Мухаметситдыку уже 17 лет, у него появился младший брат — Мухаметшариф. Таким образом, по переписи мы выяснили корни Мухаметситдыка, а то, что все его звали Ситдык, объяснимо: при длинном составном имени башкиры чаще применяли только вторую часть имени.

В 1880 году известный итальянский этнограф, антрополог и ботаник С. Соммье совершил путешествие в Русскую Сибирь с целью изучения местной флоры и этносов. В Москву он возвращался через Верхнеуральск и Оренбург, по пути два дня пробыл в селе Ташбулатово. В своей книге он пишет о Мухаметситдыке — хозяине местной почтовой станции, у которого и остановился. Итальянский путешественник делит имя на две части — Мухаммед Сиддик, видимо, считая, что это имя и отчество. Описание Мухаметситдыка Стефаном Соммье совпадает с описанием его потомков и односельчан. «Мухаммед Сиддик был знаменит во всём селении своей силой. В играх, которые проводились по большим праздникам в Троицке, он был одним из самых частых победителей в борьбе» [С. Соммье «Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир» С. 544].

У итальянского путешественника остались очень хорошие воспоминания о Мухаметситдыке. Он обращает внимание на его толерантность: «Башкир, хозяин станции, несмотря на свою принадлежность к исламу, был любезен с нами — христианами». С. Соммье на страницах своего труда свидетельствует и о чистоте дома Мухаметситдыка: «Я был покорён чистотой моей комнаты в Ташбулатовой». Итальянец рассказывает, что гостеприимный хозяин отвел ему лучшую комнату в своём доме и постелил лучшую постель. На следующий день попросил своих жен приготовить национальное блюдо бишбармак и собственноручно угощал своих гостей лучшими яствами. По дороге в Оренбург он часто вспоминает Мухаметситдыка добрыми словами «... я не наблюдал больше той чистоты, что видел в Ташбулатовой, как не встретил более гостеприимного заботливого приёма, чем у старого Мухаммеда Сиддика».

Из книги итальянского исследователя мы узнали, что Мухаметситдык имел хорошие торговые способности и умело демонстрировал ценность своих товаров. Можно судить и о знании Мухаметситдыком русского языка, так как С. Соммье не упоминает, о том, что при общении с ним пользовался услугами своего переводчика Бориса Константи-новича. Мухаметситдык был хозяином местной почтовой станции, находившейся на трактовой дороге от Оренбурга в Верх-неуральск. На станции бывали не только башкиры, казахи и киргизы, но и русские, а также представители других наций. Не у каждого, как у итальянца, имелся переводчик, поэтому знание русского языка Мухаметситдыку было необходимо. Здесь нужно отметить, что и его сын, Харун Ситдыков, владел русским языком. Кто-то связывал этот факт с его знакомством с жителями соседнего села Смеловский. «Он был общительным, быстро освоил русский язык, так как выловленную в озере Карабалыкты рыбу носил в соседние русские села на продажу» [Гончарова Г.И. «Шежере — родословные Абзелиловского района» с. 27]. А ведь он мог научиться языку и у своего отца!

В своих воспоминаниях потомки и старожилы села отмечают, что Мухаметситдык был зажиточным человеком, помогал нуждающимся, на свои деньги строил дороги и мосты. Возможно, что мостов было несколько, и все они претендуют на право называться мостами Ситдыка. Одни считают, что это мост через речку Байыш, которая протекает через д. Ташбулатово и вливается в озеро Карабалыкты. Другие уверены, что это старый мост возле деревни Биккулово через речку Аналык. У краеведа, уважаемого Рашита-апа Ахметова есть своя версия: он говорит, что «Ситдык юлы» — это прямая дорога через Кандыгай (часть Кырктытау) к яйляу ташбулатовцев вблизи д. Мухаметово. Мухаметситдык сделал просеку и построил мост через реку Аналык» (прим. авторов — интервью с Р. Я. Ахметовым (62года) от 27.11.2017г). Значит, Мухамет-ситдык заботился не только о дороге, где был хозяином станции, но об удобстве дорог для своих односельчан при переезде на летнее место жительства. Косвенным подтверждением благотворительности Мухаметсит-дыка говорит то, что в середине XX века, при реставрации его дома Ришат Харунович (внук Ситдыка) нашел в углах и под крышей дома пачки царских денег. Для чего он их копил, а не тратил в свое время на себя и на своих детей? Может, хотел построить школу или мечеть? Теперь мы об этом не узнаем. Думаем, что Мухаметситдык умер внезапно. Если бы у него перед смертью было время, он распорядился бы о судьбе своего младшего сына, а также сообщил бы и о спрятанных деньгах. Благодаря архивным «Ревизским сказкам», памяти потомков и книге итальянского исследователя, мы узнали много интересного о жизни Мухаметситдыка. Выяснили, что он жил и работал на благо людей, живущих рядом: строил мосты и дороги, делал пожертвования, был деловитым, разносторонним человеком, идущим в ногу со временем.

История Харуна Ситдыкова

Сын Мухаметситдыка, Харун Ситдыков, 1884 г.р., был одним из просвещенных людей своего времени. Несмотря на то, что он рано остался сиротой, сумел отучиться в Казанской семинарии, после окончания которой начал преподавательскую деятельность в Верхнеуральске. Основным типом школ для башкирского населения в тот период были мектебы и медресе. За ними осуществляло надзор Оренбургское магометанское духовное собрание. Школы дозволялось открывать только при мечетях и лишь муллам, имеющим официальный указ о назначении на должность. Систематического начального образования мектебы не давали. Они не имели строго выработанных программ, на низком уровне были составлены учебники. Несмотря на эти недостатки, мусульманские начальные школы всё же играли заметную роль в распространении элементарной грамотности среди башкир. В Ташбулатово в 1867 году тоже было медресе при мечети (И-295.Оп.3. Д.6585. Л.Л.1,4), в котором обучалось 20 детей мужского пола, хотя С. Соммье в своей книге пишет, что девочки ходят в школу наравне с мальчиками. Обучение велось на арабском языке. К концу XIX века при активной деятельности земств начинают создаваться школы по новому методу, с введением русского языка и светских предметов. В Оренбургской губернии первые такие школы начали работать в 70-е годы XIX века. В Верхнеуральске в 1912 году действовали два мужских медресе при двух соборных мечетях, и в них были созданы русские классы. В 1912 году Харун Ситдыков был назначен почетным попечителем и учителем начальных классов в одну из этих школ. (http://нэб.рф/ Адрес- календарь и справочная книжка Оренбургской губернии на 1912-й год. С. 91). Новые методы обучения, введенные в Верхнеуральских медресе, вдохновили Харуна Ситдыкова на открытие русско-башкирской школы в Ташбулатово, где он сам учит башкирских детей русскому языку. Но народ не был согласен с введением «новометодной» школы. Видимо, желание односельчан сохранить традиции, было сильнее желания Харуна дать всестороннее образование молодежи. Всё же необходимость перемен позднее была понята односельчанами, и благодаря усилиям передовых таких учителей, как Харун Ситдыков, Гали Муфаззалов, Тажетдин Кусимов, Галип Карагужин в учебный процесс были привнесены изменения, приведшие к улучшению результатов обучения. Харун Ситдыкович более тридцати лет проработал учителем русского языка, но занимался не только преподавательской деятельностью. Он был патриотом своей Родины, сподвижником Мусы Муртазина, его писарем в годы Гражданской войны. Работая в Москве, Муса Муртазин приезжал к ним в гости еще и благодаря родственным связям: их жены были родными сёстрами.

Наступает 1937 год, Муса Муртазин, обвинённый в буржуазном национализме, арестован и расстрелян (lists.memo.ru). Сгу-щаются тучи и над Харуном Ситдыковым. В конце августа 1937 года в дом Ситдыковых приезжают милиционеры, посланные начальником районной милиции Арслановым, и начинают обыскивать дом. Они усердно орудуют винтовками со штыками на чердаке, протыкая крышу, в самом доме, разбросав все имущество семьи, что-то ищут. У Харуна Ситдыковича был свой архив книг, бумаг, их вынесли и сожгли. Потом приезжает «черный во-рон», и Харуна Ситдыкова увозят в Белорецк. Он был обвинен по статьям 58, п. 2, 58, п. 7, 58, п. 8, 58, п. 10, 58, п. 11, где уже первые две были «расстрельными» (Арх. отдел Абзелил. р-на. Ф.13. О.1.Д.15. Ед.хр.826). Харун Ситдыкович Ситдыков, много сил отдавший просвещению своего народа, был расстрелян 8 декабря 1937 года (lists.memo.ru). Его реабилитировали в 1956 году (Арх. отдел Абзелил. р-на. Ф.13. О.1.Д.15. Ед.хр.826).

Однако беда, нависшая над семьей Ситдыковых, на этом не закончилась. В ноябре 1937 года арестовали сына Харуна — Рустема Харуновича Ситдыкова. Его младшей дочери Раиле было тогда только семь месяцев. По рассказам своей матери она знала: Рустем Харунович, 1908 года рождения, получил педагогическое образование в городе Белорецке и, как отец, учил детей в начальной школе. Ещё в 1930 году Рустем Харунович и его отец были раскулачены. (Арх. Абзелиловского РИК. Ф-Р-1674. Оп.I, Д.II, Л.28). В 1930 — 1931 годах Рустем Харунович был председателем сельского Совета (Арх. Абзелиловского РИК. Ф-Р-1674. Оп.I, Д.II, Л.28). Он был одним из первых учителей в школе Кусимовского Рудника и, как и его отец, преподавал русский язык. Его, 30-летнего молодого человека, в самом расцвете лет обвинили по статьям 58, п. 2. («Вооружённое восстание, любое действие с намерением насильственно отторгнуть от Советского Союза любую часть его территории или вторжение с целью захватить власть: расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства») и 58, п. 11 («Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению, предусмотренных в настоящей главе контрреволюционных преступлений»). Райля-иней со слов своей мамы рассказала нам, что 6 ноября 1937 года, за день до 20-летия Октябрьской революции, в дом нагрянули вооруженные милиционеры и арестовали отца. Конфисковали всё, что было, дома ничего не осталось. Четверо детей остались без средств к существованию. Благодаря своему умению искусно реставрировать и перелицевывать одежду, их мама смогла вырастить детей и дать им образование. Мавлида и Райля стали учителями, Гульшат и Фирдаус — медсестрами. Райля Рустемовна также рассказала грустную историю о том, что каким-то образом дома остался красный билбау (кушак) отца, и их мама часто брала его в руки и вспоминала мужа. Она говорила: через несколько месяцев после ареста Рустема видела сон, что он крест-накрест обёрнут красным поясом, и говорила: «Его, наверное, убили…» (прим. авторов интервью с Р. Р. Утякаевой (80 лет) записано 12.10.2017 г.). Рустем Харунович, действительно, был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 10 марта 1938 года (lists.memo.ru). В 1955 году его реабилитировали (Арх. отдел Абзелил. р-на. Ф-13). Вот такая судьба ждала сына и внука Мухаметситдыка в годы «великого перелома», перелома судеб многих людей и целых народов. Всего за связь с Мусой Лутовичем Муртазиным в 1937 году в Ташбулатово арестовали одиннадцать человек, из которых домой вернулся только один. В основном, это были учителя. Почему же именно они подверглись репрессиям? Видимо, потому, что именно учительство в деревне являлось самой передовой частью населения и имело влияние на жизнь народа, его культуру, духовность и принимало активную позицию в решении важнейших вопросов.

Мосты к знаниям

Почему люди из поколения в поколение выбирали и выбирают профессию учителя, зная обо всех сложностях работы? Что движет ими при выборе: генетическая предрасположенность, особый дар — учить, интерес, стремление к самореализации, советы старших или что-то другое? Почти все дети Харуна Ситдыкова и большинство внуков продолжили дело своего отца и деда — стали учителями. Дочь Ситдыковых Харуна и Фатимы — Фахира (1912 г. р.) стала учителем русского языка. Райхана, 1915 г. р., тоже стала учителем русского языка. Она имела педагогический стаж сорок четыре года и получила звание «Ветеран труда» [bashkortostan.regnews.org/. О награждении медалью «Ветеран труда» трудящихся Абзелиловского района]. Старшая её дочь, Шайдуллина Рита Рахмиевна, 1941 г.р., живет в Ново- Балапаново. Она учитель русского языка и литературы, окончила Магнитогор-ский педагогический институт. Вторая дочь, Фания Фатиховна, после окончания Стерлитамакского пединститута также работает учителем русского языка. Ещё одна дочь Ситдыковых — Рауза Харуновна, 1926 г.р., окончила Темясовское педагогическое училище. Работала учителем в школах деревень Биккулово, Ташбулатово, Аюсазово, Кусимово. Последняя дочь Ситдыковых, Диляфруз Харуновна, и её дети последовали примеру предков, главным смыслом которых было — учиться самим и учить других. Ее дочь Венера после педагогического училища продолжила учебу в Иркутском политехническом институте. Лилия, отучившись в Курганском пединституте, учительствует в Аскарово. Зиля, младшая дочь, окончила университет в Уфе, получила специальность учителя биологии и географии. Уже внуки и правнуки Ситдыковых стали педагогами.

Сыновей у Харуна Ситдыкова было двое: Рустем (о котором уже писали) и Ришат, 1922 г.р. Ришат учился в Серменевском педагогическом училище и до армии работал в Биккуловской школе, каждый день ходил туда пешком из Ташбулатово и проложил наиболее краткий и удобный путь между деревнями. Во время войны Ришат Харунович был инструктором на призывном пункте. Учил молодых стрелять, ходить на лыжах, пользоваться противогазом. Прошел войну, вернулся в 1946 году со следами ранений, продолжил работу учителем трудового обучения и физкультуры в Ташбулатовской школе. Тогда в школе ещё работала и его сестра Рауза Харуновна. Дочь Ришата Харуновича — Шаура Ришатовна тоже стала педагогом, и окончив Стерлитамакский педагогический инстит, преподавала математику в Тал-Кускарово. Ситдыкова Ришата Харуновича вспоминают как грамотного, ответственного, любившего свою работу и очень доброго человека. Работавший учителем труда в школе с. Ташбулатово Аюпов Руслан Буранбаевич поведал нам, что выбрал эту профессию благодаря своему педагогу — Ришату Харуновичу. «Всегда восхищался его талантом грамотно и доходчиво объяснять тему, умело и быстро работать на столярном, токарном и других станках. Также нравилось его отношение к ученикам, поэтому решил стать таким же учителем труда» (прим. — интервью с Р. А. Аюповым (60 лет) записано 17.11.2017).

Ситдыковы продолжили дело своих предков. Делом их жизни стало прокладывание дорог: дорог между селами, дороги к знаниям. Среди потомков Мухаметситдыка — более 70 педагогов!

Айгиза Фатхуллина, Нургиза Фатхуллина.


Читайте нас: