Казмашево
Геологоразведка должна начаться в соответствии с лицензией, полученной ООО «Салаватское» от Департамента недропользования по Приволжскому федеральному округу. Руководитель общества Тагир Бахтигареев разъяснил собравшимся, как проводится разведывательная работа. На участке пробурят несколько скважин, а образцы материалов – керн отправят в лабораторию. Площадь лицензионного участка – 229 га, здесь может содержаться около 1 млн тонн меди. Данная проверка необходима для определения стоимости сырья и экономической обоснованности его дальнейшей переработки.
– Геологоразведочные работы нужны, чтобы знать, какие есть запасы меди. После этого будет разработан технико-экономический прогноз, который рассматривается государственной комиссией, а запасы меди будут поставлены на государственный баланс. Решение о строительстве горно-обогатительного комбината будет принято только после этого, – заявил казмашевцам директор ООО «Салаватское» Тагир Бахтигареев.
В случае получения положительного заключения государственной экспертизы на проект строительства горно-обогатительного комбината, по нему будут организованы публичные слушания.
– Уверен, что наш комбинат будет не только обеспечивать социально-экономическое развитие, но и будет способствовать возрождению наших сел. Молодые люди будут возвращаться в села и деревни, потому что на современном комбинате будут стабильные рабочие места, достойная заработная плата, – отметил Тагир Тимербаевич.
Некоторые местные жители выражали недовольство открытием карьера, строительством комбината, беспокоились о загрязнении воды, воздуха, исчезновении живописной природы.
– Гарантирует ли ООО «Салават», что сможет построить хвостохранилище, не загрязняя подземные воды? – был вопрос на встрече.
– Наша гарантия – это большой опыт компании-партнера. Не было разрушено ни одного остаточного хранилища. Хвостохранилище – это не только дамба и водозабор, это очень сложный технологический объект.
На месте остаточного хранения обязательно делается гидроизоляционный слой. По его периметру пробурены смотровые скважины, откуда осуществляется постоянный контроль уровня и качества воды. Работа на этих объектах ведется усиленно, переживать не о чем, – ответили задающему вопрос.
На вопрос, какой будет глубина карьера, Тагир Тимербаевич ответил: «По сети ходят разные ролики, кто-то говорит 500 метров, кто-то больше. Мы только после геологоразведки, если запасы подтвердятся, сделаем проект и покажем вам, на каких масштабах и глубинах он будет», – пояснил он.
– Доля меди в месторождении «Салаватское» очень низкая, а ее добыча обойдется очень дорого. Поэтому не лучше ли по этой цене покупать за границей? – прозвучал вопрос.
– Русская медная компания благодаря высоким технологиям продвинулась в разработке месторождений с низким содержанием меди, и доказано, что это экономически выгодно, – сказал Тагир Бахтигареев.
Аргументы, что река Кизил не исчезнет, основывались на том, что технология добычи и обогащения руды компанией не загрязняет окружающую среду, производство – экологически чистое.
Представитель компании-партнера ООО «Салават» Алексей Воробьев сообщил, что горно-обогатительные комбинаты проверяют независимые лаборатории. Он подчеркнул, что лаборатории находятся в ведении государственного органа Росприроднадзора и независимы от чьего-либо мнения.
– Их сотрудники сами приезжают на карьер, в комбинат и берут пробы воды, почвы, воздуха для своих исследований там, где хотят. Работники компании в процессе отбора проб не участвуют, – отметил он.
Директор Казмашевской школы Зариф Атауллин поинтересовался, будет ли предприятие способствовать созданию профильных классов для подготовки учащихся к различным востребованным профессиям.
Тагир Бахтигареев отметил, что, хотя комбинат еще не заработал, компания разрабатывает специальные образовательные программы. Даже если в районе предприятие не откроется, рабочие места для обучающихся будут доступны на комбинатах-партнерах. Кроме того, с учреждениями образования будет реализовано социальное партнерство, в рамках которого студенты будут получать высшее образование за счет компании по специальности «Горное дело».
Глава Амангильдинского сельского поселения Вадим Абдуллин в своем выступлении рассказал, что он очень переживает, как и остальные жители местности, за экологию, за природу. В то же время он призвал не забывать, что страна переживает непростые времена. Он предложил разумно решить, поставить перед ООО конкретные условия по социальной поддержке населения, закрепить их договором еще до начала строительства комбината.
Встреча в Казмашево прошла в деловой обстановке, состоялся обстоятельный конструктивный разговор на повестку дня.
Ташбулатово
ООО «Салаватское» представляли его директор Тагир Бахтигареев и начальник отдела экологии компании-партнера Алексей Воробьев. После демонстрации видеоролика о деятельности Томинского ГОК, сразу перешли к вопросам и ответам.
Главный тема, которая особо беспокоит население – это экология, в первую очередь, вода. Первый вопрос по ней прозвучал из уст мужчины, который пришел с заранее подготовленными вопросами. Поэтому далее разговор принял форму диалога между ним и представителями ООО «Салаватское». Надо отметить, вопросы были уместные и по делу.
Вопрос: «В свое время, при советской власти на Зауралье проводились гидрогеологические исследования, когда выясняли, где находится вода, откуда она поступает. Есть у вас такое исследование, проводилась вами гидрогеология, есть старые карты?»
– Мы пользуемся фондовым материалом параллельно с этапом геологоразведки, после чего проведем комплексные изыскания с привлечением уфимских институтов Академии наук Республики Башкортостан для исследования гидрогеологии, – ответил Тагир Тимербаевич.
– К чему я этот вопрос задаю, потому что озера у нас пополняются водой не только с ледниковых, дождевых вод, но и подземными водами от Верхнеуральска до Зилаира, подземное Зилаирское море это называется. Магнитогорск, Сибай, населенные пункты питаются этой водой, – дополнил свой вопрос ветеран труда.
Далее он поинтересовался, какова будет глубина карьера. «Нам необходимо провести разведку, для того чтобы определить, на какой глубине есть рудное тело, какой оно формы. И только после этого будут известны параметры карьера», – был дан ответ.
Ещё вопрос: «Вы знаете вертикальный разрез Крыктытау, есть у вас карты, где вы будете делать карьер?»
– Это будет сделано и урегулировано на этапе инженерных изысканий. После проведения геологоразведки все вопросы технического плана будут заложены в проекте, – пояснил Тагит Бахтигареев.
Вопрос: «Какие реагенты будут использованы при флотации?»
– Используются два типа реагентов – собиратель и вспениватель в очень малом количестве. Первый из них необходим для того, чтобы частички меди прилипали к пузырькам и поднимались на поверхность флотомашин, а второй – создает пенку. На одну тонну меди используют 1г собирателя и 20 г вспенивателя. Эти вещества аналогичны стиральному порошку. Они абсорбируют в себя частички перемолотой меди, поднимают ее на поверхность.
«В некоторых случаях используют керосин», – подал реплику тот же активный участник встречи.
– Керосин у нас не применяется, а у реагентов уровень опасности не выше, чем у стирального порошка, – уточнил директор будущего предприятия.
Вопрос: «Где можно посмотреть реагенты? Какой их вид конкретно будет заложен в проекте?»
– В период разработки станет понятно, каков состав руды, сколько чего нужно для разработки, – пояснили аксакалу и пригласили его на Томинский ГОК на экскурсию, где воочию смогут показать процесс производства и подробно рассказать обо всем технологическом интересующем его процессе.
Вопрос: «Излишки воды как будут уходить через иловые площадки, прудоотстойники?»
– Их не будет. Вода из карьера будет собираться и напрямую направляться в гидротехническое сооружение хвостохранилища. Она полностью используется в оборотном цикле.
Вопрос: «Как будет происходить очистка сточных вод? У вас на Томинском ГОКе излишки воды сбрасывается в Коркинский разрез».
– На комбинате нет сточных вод, который будет выбрасываться в сторону. Вся вода с территории собирается и направляется в замкнутый цикл, – повторил еще раз Тагир Тимербаевич и добавил, что в Коркинский разрез поступает закладочный материал, а отстоянная вода оттуда возвращается обратно на комбинат.
Жителями были заданы те же вопросы, которые прозвучали на предыдущих встречах о рабочих местах, о налоговых отчислениях, о розе ветров. Не всегда они остались довольны ответами. Но был один интересный вопрос: «Что вас заставляет строить комбинат?»
– Нас заставляет лицензия, выданная Федеральным государственным органом, который определил необходимость и целесообразность для государства добычи полезных ископаемых в данной местности, – ответили представители компании.
Тагир Бахтигареев в заключении сказал: «Если запасы руды подтвердятся, мы построим комбинат, соответствующий самым строгим экологическим стандартам, тем самым давая толчок развитию и зон присутствия, и промышленности России в целом».