Знаю многих сельских предпринимателей, у которых после получения гранта по программе «Начинающий фермер» дела пошли в гору. Но для этого, конечно, к деньгам нужно было еще и грамотно прикладывать «голову» и трудиться неустанно.
В числе таковых фермеров — и Рим и Дильбар Галимовы со станции Альмухаметовского элеватора. Эта небольшая деревушка, еще в 90-е годы насчитывавшая более 900 жителей, сегодня переживает не самые лучшие времена. Но стойко держится за счет деятельных и инициативных жителей, толково решающих вопросы самозанятости.
Рим Галимов в 2016 году зарегистрировал КФХ, принял участие в программе «Поддержка начинающих фермеров в РБ», выиграл грант — 3 млн рублей. Вид деятельности его КФХ — смешанное сельское хозяйство. На грант фермер приобрел скот, УДС, охладитель молока, пресс-подборщик.
Дома я застала только Дильбар Салаватовну (на снимке), а Рим Ахметович отсутствовал по уважительной причине — поехал в СПК «Красная Башкирия» за сенажом для коров. Да, поголовье в 80 голов надо кормить, особенно, если хочешь получить хорошее молоко!
Меня, конечно, же интересовало, как перезимовал племенной черно-пестрый скот, 29 голов нетелей, купленных фермерами в ГУСП «Тавакан» Кугарчинского района.
— Отлично. Сегодня большая их часть отелилась. Проводила контрольные надои — некоторые дают больше 30 литров молока, — говорит хозяйка. — Из кормов у нас сегодня есть и сено, и сенаж — с СПК «Красная Башкирия» составили договор на покупку 200 тонн сочного корма. Привозим по мере необходимости. Благодаря гранту, мы приобрели еще и мини-комбикормовый завод. Сейчас у себя производим комбикорма с добавлением премиксов и витаминов для дойного поголовья.
— А зерно? — спрашиваю у Дильбар Салаватовны.
— Зерно я тоже ращу сама, — с улыбкой ответила она.
Я вопросительно посмотрела на свою собеседницу.
— У меня тоже есть свое КФХ, причем, с 2003 года, — стала рассказывать Дильбар Галимова. — Основное направление — растениеводство. Начинала с 30 гектаров, сейчас количество пашни довела до 537 гектаров. Это и наши собственные паевые наделы, земли других пайщиков, райфонда. Они все разбросаны — есть поля около Абдряша, около элеватора. Но выбирать не приходится. Земля у нас сейчас — на вес золота. Фермеры местные крепнут, прибавляется у них мощной техники, которая может за день обрабатывать сотни гектаров, поэтому многие хотят расширить посевные площади.
— А у вас самих как обстоят дела с материальной базой? — задаю очередной вопрос Д. Галимовой.
— Неплохо, за эти годы все получаемые от реализации сельхозпродукции деньги постоянно вкладывали в хозяйство, так как хотели развиваться. К моменту оформления мужем крестьянско-фермерского хозяйства у нас во дворе стояло 50 голов КРС, а ведь несколько лет назад начинали всего с 5 коров. Покупали и технику. Сейчас имеется в хозяйстве МТЗ-80, МАЗ-500, Т-150, вся необходимые почвообрабатывающие и посевные агрегаты, — отвечает моя собеседница.
Рабочий день фермеров начинается ранним утром и заканчивается, в летнюю пору особенно, далеко за полночь. Дойка даже с УДС занимает ежедневно три часа. А помимо этого столько дел: надо помыть аппараты, напоить телят, следить за порядком в доильной комнате. Есть теперь, правда, у хозяйки помощница. Всего же на КФХ трудоустроены три человека.
Животноводческое помещение у фермеров просторное, однако, как отмечает Дильбар Салаватовна, они с мужем серьезно подумывают о том, чтобы перебазироваться на другое место.
— Когда начинали, не думали, что будем работать в таких масштабах. Да, к собственному участку мы прикупили еще соседние, но и этой территории сейчас не хватает. Технику нужно ставить, половину сена в прошлом году пришлось оставить на поле. Коровам тоже тесновато. Поэтому попросили землю за элеватором для строительства новой базы. Было бы хорошо, если б вопрос решился положительно, — продолжает фермер.
Вот так и живут Галимовы. В одном доме — два самостоятельных КФХ, призванных помочь в решении важных задач: поставить на ноги четверых дочерей, быть самодостаточными людьми, зарабатывать, работать, в общем, жить.